Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

Балет и мода. История отношений.

Русский балет стал началом новой эпохи развития мировой моды: в конце первого десятилетия 20 века в Париже начались гастроли труппы Сергея Дягилева. Никогда ранее мода не менялась так быстро и кардинально, как в 1910-ые. «Русские сезоны» в Париже ввели в мировую моду экзотику и ориентализм. Прозрачные муслиновые ткани, драпированные или с декоративной отделкой, напоминали, древнюю Грецию; тюрбаны, широкие панталоны с вышивкой и набивными рисунком  - Восток; рукава кимоно и ассиметричные застёжки – Азию, Египет, Индию – в модном калейдоскопе смешались все экзотические страны и вся палитра красок. Сочетание синего и лилового, розового и оранжевого, изумрудного и золотого в моде тех лет создавало экзотическую пестроту, наполненную пряным привкусом Востока. Одежда легендарных танцоров Вацлава Нижинского, Анны Павловой и Тамары Карсавиной вдохновила на ориентализм и смелые сочетания цветов весь Париж, который был тогда ещё единственным центром мировой моды. В России в это время проходят великосветские балы, гости которых одеты исключительно в костюмы по театральным эскизам Льва Бакста. Сегодня дизайнеры сотрудничают с театрами, создавая костюмы для артистов балета и декорации. Они так же черпают вдохновение в танце для своих новых коллекций. Мода и искусство близки как никогда. 

Русский дизайнер Игорь Чапурин создал костюмы не для одного балета. Фильм «Чёрный лебедь»-прекрасный пример дружбы кино, балета и моды. Его костюмы вдохновили множество дизайнеров на создание «балетных» коллекций. 

 

Не говоря уже о том, как прославился модный дом Rodarte, создавшие костюмы для этого фильма. Ещё в двадцатых годах 20 века великая Коко Шанель сшила костюмы для знаменитых «Русских сезонов» Дягилева, которые гремели по всему миру. Она одела танцовщиков в балетах «Голубой экспресс» Дариуса Мийо и «Аполлон Мусагет» Стравинского. Недаром Шанель считается новатором в моде, её костюмы к балету «Голубой эспресс» были совершенно не похожи на традиционные балетные сценические костюмы. Вместо жёстких пачек или юбок ниже колена она нарядила балерин в подобие трикотажных шорт и топов. Всё вместе это напоминало по форме купальные костюмы того времени, которые давали полную свободу движения. Говорят, что во время работы над этими балетами именно она придумала привычную теперь балетную причёску-гладкая голова с волосами, забранными в пучок на затылке. Такая причёска не мешает танцевать и делает балерину более изящной. Над постановкой «Голубого экспресса», кроме Коко Шанель, трудились Жан Кокто, автор либретто, а занавес расписал Пабло Пикассо.

В семидесятых годах Пьер Карден из любви к искусству и балерине Майи Плисецкой создал костюмы для Большого театра. Началось всё с балета «Анна Каренина», для которого он сшил десяток костюмов. Творческий союз Майи Плисецкой и Пьера Кардена продолжается до сих пор. Майя Михайловна вдохновляла своим танцем и пластикой многих великих дизайнеров. Для неё и балетов в Большом театре шили костюмы Ив Сен-Лоран и Юбер де Живанши, а Коко Шанель как-то устроила для балерины индивидуальный показ новой коллекции и подарила несколько нарядов.

Первым из российских дизайнеров стал работать для театра Игорь Чапурин. В 2005 году ему предложили создать костюмы для балета «Предзнаменование» на музыку Чайковского. После этого он стал работать над балетами «Игра в карты», «Класс-концерт». Но по-настоящему новаторскими и необычными стали его костюмы для балета «Cinque» Мауро Бигонцетти – это часть международного балетного проекта «Отражения». Здесь Чапурин придумал очаровательные пачки из тонкой кожи чёрно-коричневого цвета.

Английский дизайнер Давид Кома настолько увлёкся балетом, что для начала своего шоу выбрал музыка Чайковского из «Лебединого озера». Платья, предложенные дизайнером в летней коллекции 2011 года, кажутся буквально скопированными  костюмов знаменитого балета.

Американский дизайнер Жиль Мендель при создание своей летней коллекции 2011 для J.Mendel. Лёгкие короткие шёлковые платья нежных расцветок и туфельки, перевязанные на щиколотке, не оставляют ни какого сомнения. Героиня летней коллекции – прима балерина Большого театра или миланского Ла Скала.

В летней коллекции Chloe 2011 также было очень много элементов, позаимствованных у балетного искусства. Балетки, созданные для следующего сезона, кажутся самыми настоящими пуантами, разве что без атласных лент вокруг щиколотки, а воздушные шёлковые платья напоминают сценические костюмы классических балетных постановок. Белые платья Antonio Berardi так же похожи на балетные пачки.

К теме балета ображаются и создатели рекламы модных домов. Обувной бренд Tods в 2012 году сделал рекламное видео под названием «An italian dream», которое было снято в миланском театре Ла Скала и стоит из танца, исполненного труппой знаменитого театра.

Любимая на протяжение вот уже нескольких десятилетий женственная, но при этом удобная обувь – балетки – является прямой производной от пуант.

Придумал их обувной мастер Сальваторе Капецио в конце 19 века в Нью-Йорке. Ему удалось внести несколько инноваций в технологию изготовления обуви. Так, он придумал разделённую подошву и эластичную вставку в моделях Dansneaker и Tapsneaker. В результате чего в туфлях с маркой Capezio выступали Анна Павлова, Боб Фосс, Алисия Алонсо, Жан де Решке, а так же множество современных танцовщиков. В 1949 году балетки попали на обложку модного журнала Vogue и обрели всемирную популярность благодаря кино, где в них появились Брижит Бордо и Одри Хепберн. Так мода и балет переплелись друг с другом – в костюмах, коллекциях дизайнеров и особенностях сценографии, в идеальных телах танцовщиков и моделей.

Балет и мода – это красота, от которой невозможно оторвать взгляд. Это искусство, в котором важно не только внешнее воплощение, но и внутренняя идея.

И, напоследок, перейдем от теории и истроии а практике.

6 вещей, которые моментально превратят вас в балерину.

Преобразиться в балерину с помощью обычных вещей, которые продаются практически в любом магазине одежды, оказалось даже проще, чем мы думали. Начнем с балеток: самая поэтичная летняя обувь (а для многих еще и самая удобная!), которая в английском языке ласково зовется "балеринами" (ballerinas), появилась на свет именно благодаря пуантам - профессиональной обуви балетных танцовщиц.

Пункт номер два: трикотажное боди или обтягивающий топ. Самые близкие по смыслу модели должны иметь перекрестный крой, подчеркивающий грудь в V-образном декольте. И, наконец, главную роль в модной постановке играет пышная юбка из прозрачного тюля (если отправитесь на ее поиски в интернет-магазины, запомните ее забавное название -  tutu skrit).

Не стоит думать, что к фигурам с широкими бедрами и узким верхом балетный образ неблагосклонен, весь секрет состоит в том, чтобы подобрать менее пышню юбку с прямым кроем и минимальным количеством слоев, а верх сделать чуть более объемным, например, с помощью свободного топа или рубашки с нахлестом

   

Тата Гавришева

фото предоставлены автором

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения