Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?

К сегодняшним размышлениям мотивом является известное детское стихотворение Владимира Маяковского:


«Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?»

Испанский психоаналитик Gabriela Alfonso Walz в момент существования ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией, задавалась вопросом: «Сегодня существует вопрос, который можно услышать по различным поводам на протяжении последних недель в отношении нашей будущей деятельности: «Станем ли мы лучше после этой катастрофы?».» (источник
Интересно… Ведь для того, чтобы стать лучше, нужно хотя бы примерно оценивать то, что с нами происходит на предмет «плохости». Все просто, нужны хотя бы какие-то критерии для сравнения.
В этой небольшой статье предлагаю помыслить о культуре и ценностях, которые дают направление для создания некоторой опоры в жизни.
Например, вряд ли ценностью является какое-то навязчивое состояние стукнуть кого-то. Но ценностью может являться желание помочь справиться с сложной ситуацией.
Время пандемии подсветило проблему, что людям как будто не хватает поддержки, тепла, общения. Несмотря на то, что на дворе 21 век, из СМИ, социальных сетей, на улицах, в транспорте, на работе, в школе агрессия выпускает свои мерзкие щупальца в виде обвинений, насмешек, оскорблений, радости над гадостью.
Но ведь вопрос звучит: «станем ли мы лучше?»
В этом свете хочу обратиться к Зигмунду Фрейду. В 1932 году Фрейд писал в ответ на письмо Альберта Эйнштейна довольно неутешительные вещи. Эйнштейн в письме Фрейду удивляется, что что-то в людях «действует – влечение к ненависти и уничтожению…». Фрейд в ответ подчеркивает, что если людей призывают к войне, «то у них может быть целое множество мотивов, чтобы ответить согласием, благородные и низкие, такие, о которых говорят вслух, и другие, о которых умалчивают… Среди них, несомненно, удовольствие от агрессии и деструкции; бесчисленные проявления жестокости в истории и в повседневной жизни подтверждают их существование и их силу». Продолжая рассуждения, Фрейд резюмирует, что «бесперспективно желать упразднения агрессивных наклонностей человека».
Что же предлагает Фрейд? Его письмо Эйнштейну не является ворчанием и констатацией падения нравов. Фрейд психоаналитик, а в психоанализе совершаются изобретения, которые направлены на создание чего-то нового, с опорой не только на культуру, но и на конкретного человека, который находится в кабинете у психоаналитика со своими переживаниями, мыслями, тревогой.
Фрейд пишет: «Все, что создает эмоциональные связи между людьми, должно противодействовать войне. Эти связи могут быть двоякого рода. Во-первых, отношения, как к объекту любви, хотя и без сексуальной цели… Другой вид эмоциональной связи – это связь посредством идентификации… Все, что создает существенные компоненты общности среди людей, порождает такие общие чувства, идентификации. На них большой частью покоится строение человеческого общества».
Любовь и идентификации – это то, что, в самую первую очередь, получает каждый человек в семье. Две названные эмоциональные связи можно помыслить даже не как ценности, а как инструмент, который помогает формировать ценности.
Соответственно, вопрос «Станем ли мы лучше» не имеет смысла. Но то, каким образом можно обращаться к различным инструментам для формирования эмоциональных связей, полностью зависит от нас с вами, дорогие читатели.
Искусство и тревога, возможно это те маячки, которые могут помочь. Искусство (литература, музыка, живопись, иные виды искусства) оформляют ценности, описывают, озвучивают значимое. Тревога позволяет не свалиться в слепое подражание, часто слышим внутренний голос: «ой, что-то тут не так»… Любовь и идентификация (в смысле чувства общности с тем, кто кажется близким) служат опорой, которая позволяет преодолевать агрессивные стремления, даже в самых сложных ситуациях, когда кажется, что весь мир оборачивается против.
Посмотрим на картину, которую написал Владимир Маяковский. Казалось бы, жутко, но за кровью можно узнать цвет любви, а человек имеет шанс остаться на свету, превратив меч всего лишь в тень, источником которой служит теневая сторона человеческой души.

ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?

Источник

Олеся Дубровских

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения