Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

ИГОРЬ ПОКЛАД. СЕЙЧАС ПОД МУЗЫКУ ЛЮБЯТ ЗАТОРЧАТЬ И ПОКОЛБАСИТЬСЯ.

Сегодня в гостях у Фила Гинзбурга Игорь Поклад - украинский композитор, народный артист Украины (1997), лауреат Шевченковской премии (1986), награжденный орденом «За заслуги» II степени (10 декабря 2011),орден «За заслуги» III степени, орденом князя Ярослава Мудрого V степени (2017) и мн. др.

Его песни пели почти все исполнители Советского Союза, а его музыка звучит во многих мюзиклах и спектаклях (“Вторая свадьба в Малиновке”, “Конотопская ведьма”, “Рождественская ночь” и мн.др.), кино и телефильмах (“Работа над ошибками”, “Снайпер”, “Весь мир в глазах твоих” и мн.др.), а также в мультфильмах (серия мультфильмов про казаков, “Парасолька в цирке”, “Семейный марафон” и мн.др.).


Игорь Поклад

Ф.Г. Игорь Дмитриевич, первый вопрос у нас всегда традиционный. Какие места на земном шаре  произвели на Вас самые сильные впечатления и куда Вы хотите вернуться?

И.П. Я не так уж много где побывал. Польша, Югославия, во Франции был. И, конечно, Дальний Восток и Сахалин, там я всё объездил. Совершенно непередаваемое ощущение, когда стоишь на берегу океана. Ощущение какой-то нечеловеческой силы и могущества стихии. И это было самым ярким впечатлением.

И, конечно же, Париж. Это совершенно непередаваемые ощущения! Я там был две недели и за эти две недели я не спал ни одной ночи (улыбается). Я ходил по ночному Парижу и по дневному, и по утреннему...

Ф.Г. Игорь Дмитриевич, скажите, пожалуйста, когда пришло осознание того, чем Вы хотите заниматься в жизни и были ли люди, которые повлияли на Ваш выбор?

И.П. Да, такие люди были и появились они в моей жизни совершенно случайно потому, что я занимался с детства музыкой, но никто не придавал этому значения. У меня и отец и мать были достаточно музыкальными людьми. У нас дома был рояль, брат играл на аккордеоне. С детских лет я бренчал на рояле, постоянно что-то подбирал.

И никто не придавал этому значения, считали, что это - естественное увлечение.

А я в школе занимался музыкой, организовал хор и только в девятом классе моим родителям сказали, что у меня явные музыкальные способности, а я даже и не учился на тот момент в музыкальной школе.

В итоге я за 2 года, когда учился в 9 и 10 классах, закончил семилетний курс музыкальной школы по фортепиано. Я каждую неделю брал уроки у своего педагога - преподавателя консерватории по фамилии Шойко.

Когда я закончил школу, мой старший брат уже служил в армии в городе Кандалакша и я дал ему свои ноты с просьбой найти в Ленинградской консерватории Шостаковича и показать ему эти ноты. Брат просидел в консерватории двое суток и, в конце концов, поймал Шостаковича в коридоре.

“Мой брат пишет музыку и очень хочет чтобы вы посмотрели его ноты” - сказал он великому композитору. Шостакович взял ноты и сначала глянул мельком, а потом начал углубляться, углубляться, углубляться...

И так минут 10-15 он листал ноты, а потом спросил у моего брата: “ А сколько вашему брату лет?”

Брат ответил, что мне 15 лет, на что Шостакович сказал: “Вы знаете, на следующий год я возьму его к себе. Пусть приезжает.”

И ещё я очень хочу рассказать о Ленинграде, о тех людях, с которыми я в нём познакомился. Началось всё с конкурса артистов эстрады в Москве. Именно там ко мне подошла очень известная в то время преподавательница вокала из Ленинграда и сказала: “Игорь, всё, что вы пишите, пожалуйста, присылайте мне.”

И я действительно всё, что писал, присылал ей. А закончилось это тем что мне позвонил Баскин - руководитель первого в Советском Союзе, на тот момент, эстрадно-симфонического оркестра. И он сказал мне: “Игорь, у тебя в репертуаре уже есть 23 произведения. Давай сделай еще пяток и будем делать в Доме Союзов твой авторский концерт.” Но я на это почему-то не отреагировал. А в итоге все Ленинградские вокалисты того времени пели мои песни.

Много позже я встретил в Ялте Александра Розенбаума, который сказал, что вырос на моих песнях и это было приятно.

Не могу не вспомнить еще одну значимую для меня в Ленинграде фигуру - это прославленный режиссер Игорь Петрович Владимиров.

К моменту знакомства с ним я уже немного увлекся театром. Хотя, должен сказать, что первый свой спектакль я писать не хотел, меня буквально заставили (смеется). Это был спектакль “Вторая свадьба в Малиновке”.

Когда руководитель Одесского театра услышал мою музыку к спектаклю, он сказал: “Немедленно отправляем телеграмму Марку Захарову и Игорю Владимирову. Кто первый отзовется, тот и будет ставить”.

На тот момент Одесский театр был одним из лучших для работы творческих людей и Игорь Петрович согласился.

Владимиров пригласил меня приехать в Ленинград для работы и, конечно, я не стал отказываться. Днём мы очень хорошо поговорили, а вечерами, по рекомендации Игоря Петровича, я ходил в театры и на следующий день делился своими впечатлениями.

Десять дней я пробыл в Ленинграде и каждый вечер смотрел какие-то спектакли и на десятый день Владимиров пригласил меня на свой спектакль. Это был “Человек из Ламанчи”. Тогда Я впервые увидел на сцене Миши Боярского. И, конечно, я был от всего увиденного и услышанного в восторге!

По истечении десяти дней, Владимиров мне говорит: “Ты можешь спокойно ехать домой”.

Я удивился: “Мы же хотели разобраться с музыкой, как так?”

На что он говорит: “А что тут разбирать? Тебе всё понятно, мне всё понятно, езжай спокойно”.

Я спросил: “А для чего же я приезжал?”, на что он мне ответил: “А я тебя вызвал для того, чтобы влюбить тебя в театр я это сделал”.

И эта встреча повлияла на всю мою жизнь. Я закончил с песнями и стал заниматься музыкой для театров. Это стало моим принципиальным увлечением. После этого я написал музыку более, чем к 20 спектаклям.

Так что, благодаря Игорю Владимирову, я влюбился в театр и это стало любовью на всю жизнь и эта любовь до сих пор крепка. Я до сих пор продолжаю работать с театрами.

Так что, Ленинград и встречи в нём стали своего рода путеводной звездой моей жизни в театре.

Игорь Поклад  Игорь Поклад

Ф.Г. Вы родились в Бишкеке в семье военного и после войны Ваша семья вернулась на Украину. Каким было ваше детство? Ваши самые яркие воспоминания?

И.П. Детство было настолько насыщенным, что мне сложно что-то выделить. Я очень интенсивно занимался спортом и мне прочили будущее спортсмена.

Директор тираспольской школы, в которой я тогда учился, даже вызвал меня к себе и сказал: “Игорь, вам нужно заниматься футболом, вы блестящей вратарь”.

Я помню случай из детства... Хотя до сих пор не понимаю как так получилось (смеется). Как-то раз мои родители ушли на работу и я, будучи один дома, перетащил рояль из столовой в свою комнату. Как я это сделал, я до сих пор не могу понять! Это же было нужно открутить ножки, как-то поставить его на ребро, докатить до комнаты, потом снова прикрутить ножки и поставить правильно. Родители, конечно, были в шоке (смеется).

Я не помню с помощью чего я это сделал, что я подставлял или подкладывал, но до сих пор поражаюсь, как я это сделал!

Когда в выпускных классах общеобразовательной школы, я поступил в музыкальную школу, которую я закончил за 2 года, моя преподавательница жаловалась родителям, что я ничего не делаю, прихожу на уроки, непонятно что царапаю по нотам. При этом, выходя на Академические вечера и на экзамены, я всегда получал пятерки.

Ещё с детства у меня были увлечения такие, как рыбалка и охота Они до сих пор есть в моей жизни и наполняют мою жизнь каким-то смыслом вместе с музыкой.



Ф.Г. В искусстве, на мой субъективный взгляд, наблюдается затяжной период стагнации. В музыке мы обнаруживаем большое количество ремиксов, использованных ранее идей, повторение саунда... Фактически, все сводится к грамотному миксу и правильно сделанной аранжировке, но глобальные идеи мы наблюдаем крайне редко. В кино практически та же картина. На Ваш взгляд, это временное явление и мир стоит на пороге новых открытий или мы наблюдаем деградацию искусства?

И.П. Раньше всё писалось от сердца и писалось, скажем так, для верхней части тела - головы, сердца. А теперь сплошные технологии. Ты садишься за компьютер, задаешь ритм и в одном инструменте у тебя куча сэмплов и всего остального. Это, конечно, очень облегчает работу композитора, но с этим уходит сердце и душа. Это всё становится просто технологией. Всё опускается в основном ниже пояса.

Сейчас больше любят под музыку, как говорится, “заторчать”, “поколбаситься” и совершенно разучились слышать в музыке биение сердца, волнение, чувства - всё то, что раньше передавала музыка.

Сейчас технологии вытесняют чувства, заменяя их эмоциями.


Игорь Поклад

Ф.Г. Какой совет, исходя из своего большого жизненного опыта, Вы дали бы молодым талантливым людям из сферы искусства?

И.П. Я расскажу, как я входил в творческую форму и садился писать музыку. Я выключал телефон, не подходил к дверям и передо мной стояли ноты Баха и Бетховена. Я сидел и часами играл их музыку. Таким образом я приводил себя в творческую форму.  Я буквально наполнялся прекрасными эмоциями и потом уже переходил к своим музыкальным фантазиям.

Совет может быть простым, ищите свой источник вдохновения и используйте его полной, наполняйтесь и творите!

Ф.Г. Игорь Дмитриевич, у Вас интересное спортивное прошлое. А какие отношения со спортом у Вас сейчас? Есть ли какие-либо команды или спортсмены, которые интересны Вам и за чьими успехами Вы следите?

И.П. Сейчас, в эпоху интернета и телевидения всё гораздо проще, можно смотреть любые матчи. Раньше я болел за свое киевское “Динамо”, знал всех футболистов, был с ними знаком. Но это всё было в прошлом. Теперь открылись для меня многие команды - “Арсенал”, “Манчестер Юнайтед” и многие другие. Сейчас уровень футбола наших команд значительно ниже, нежели в советские времена. Я вспоминаю команду “Динамо”- Киев эпохи Лобановского. Это был гениальный тренер! И это был самый золотой период команды киевского “Динамо”. Сейчас Мы болеем за них только потому, что это свои. А тогда это было действительно острый эстетическое удовольствие.

Люблю смотреть большой теннис, а сам сейчас увлекаюсь бильярдом.

В большом теннисе я болею за Витолину и подающего большие надежды Долгополова.

Игорь Поклад  Игорь Поклад  Игорь Поклад

Ф.Г. Игорь Дмитриевич, и последний традиционный вопрос от нашего журнала. Один знакомый мне человек сказал, что счастье это когда утром ты идешь на любимую работу, а вечером тебя ждет любимый человек. А какова квинтэссенция счастья от Игоря Поклада?

И.П. Вот приходишь, например, на открытие сезона охоты, садишься в камышах и замираешь… Мышка пробежала, где-то жабка квакнула, небо начинает потихоньку сереть. Начинают щебетать птички, потихонечку поднимается солнце...

И вот оно поднимается во все небо, а ты смотришь на него и оно говорит тебе: “На тебе землю, живи, работай, трудись и будь счастлив!”

И это - счастье, когда ты понимаешь, что ты живешь на этой Земле и получаешь удовольствие от охоты, от рыбалки, от музыки и от всего, что тебя окружает. Для этого и создан человек.

Игорь Дмитриевич, большое спасибо за интереснейшую беседу. Здоровья и много творчества Вам на долгие годы.

 

Фил Гинзбург

(фото из личного архива Игоря Поклада)