Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

ИГРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗУМА

Вот так сидишь на карантине, никого не трогаешь, и тут подруга в скайпе говорит: «А не почитать бы тебе книгу «Гёдель, Эшер, Бах»?». Да уж… В прямом смысле, бахнуло меня этой книгой весьма сильно.
Для справки: автором книги «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда» является Даглас Хофштадтер. Книга читается на одном дыхании, как настоящая детективная история! Но только одно маленькое предупреждение: вы, дорогой читатель, должны, нет, обязаны быть в крайней степени любопытствующим субъектов, чтобы не уставать удивляться тому, что читаете, видите, слышите.
Я никогда не отличалась особой любовью к тому, что называется классической музыкой. Мне всегда казалось, что это легкие потрынькивания на музыкальных инструментах, без неожиданностей. Эта теория несколько пошатнулась, когда я услышала композицию П.И. Чайковского (простите, но не вспомню… поэтому придется поверить на слово и проверить на слух).
После совета подруги я сначала наткнулась на книгу о музыке Баха, а потом стала проверять, правда ли то, что написано.


 ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. ИГРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗУМА
Рис. 1. Иоганн Себастьян Бах. (Источник)


Например, вот такой сюжет: барон Готфрид ван Свитен вспоминает: «Он (Фридрих) (прим. автора – имеется в виду король Фридрих Великий) говорил со ной, среди прочего, о музыке и о великом органисте по имени Бах, проведшем некоторое время в Берлине. Речь шла о Вильгельме Фридемане Бахе. Я сказал, что этот музыкант наделен талантом, по глубине понимания гармонии и по исполнительской мощи превосходящим все, о чем я слышал и что я могу себе вообразить; те же, кто знавал его отца, утверждают, что тот был еще более велик. Король согласился с этим мнением и в подтверждение спел мне хроматическую тему для фуги, которую он когда-то дал старому Баху; по его словам, Бах тогда же, не сходя с места, превратил эту тему в фугу, сначала для четырех, потом для пяти и, наконец, для восьми голосов».

ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. ИГРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗУМА
 
Рис. 2. Иллюстрация к фуге. (Источник)


Как пишет Даглас Хофштадтер, этот случай показывает, что в то время Бах стал легендарной личностью. А теперь, дорогие читатели, представьте себе… Продолжаю цитировать: «Импровизацию такой фуги можно, пожалуй, сравнить с сеансом одновременной игрой в шахматы вслепую на шестидесяти досках, где мастер побеждает во всех партиях! Импровизация же восьмиголосной фуги находится за пределами человеческих возможностей».
Еще одна небольшая иллюстрация – фото старинных нот Баха (как утверждает Интернет):

ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. ИГРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗУМА
 
Рис. 3. Старинные ноты Баха. (Источник)


Итого, я могу с огромнейшей радостью сказать: о, да! Стереотип разрушен! Если какой-то знаток придумал считать, что Бах – это классика, а дальше я додумала, что классика – это скучно, то я признаю, я жестоко ошибалась!
Баха слушать невозможно почти с такой же степенью невозможности, как и шумовые эксперименты Бенджамина Фроста. Попробуйте включить «Музыкальное приношение» Баха. Как раз в этом произведении обыгрывается тема, которую предложил король Фридрих Великий. Найдете множество казалось бы одинаковых названий. Но, прошу вас, послушайте. И будет услышано, что схожести почти нет, но взаимодействие голосов, настроений, темпов уносит в головокружительное музыкальное путешествие!
Вот так замкнулась цепочка представлений. Случилось то, что казалось невозможным, а именно: стало возможным испытать удовольствие от того, что когда-то было непринимаемым и отвергаемым. Огромную роль в этом неизгладимом и стремительном музыкальном путешествии сыграло слово другого – хорошей подруги, которая явно плохого не посоветует.
Приятного прочтения и последующего прослушивания!

Олеся Дубровских

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения