Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

ИНГУШЕТИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства

«Страна Башен» Ингушетия — самый малый и самый загадочный регион России. На её территории есть много уголков, завораживающих прелестью нетронутой природы и древними каменными сооружениями. Потрескавшиеся от времени стены старинных храмов, возвышающиеся над зелёными равнинами средневековые башни, полустёртые узорчатые росписи напоминают об ушедших поколениях, когда-то живших на этой земле. Путешественник, посетивший ингушские достопримечательности, вероятно, почувствует себя чудесным образом перенесшимся на несколько веков назад – во времена, когда люди созидали уникальные по красоте и прочности архитектурные памятники без компьютерного проектирования, когда вместо многоэтажных коробок и шумных автодорог были бескрайние просторы и лишь стук конских копыт нарушал первозданную тишину. История Республики Ингушетия и её культура, вобравшая в себя традиции разных горных народов, представляет живой интерес не только для узкопрофильного специалиста, но и для каждого человека, влюблённого в Кавказ.

Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства

Ингушетия находится на северных склонах предгорья Большого Кавказского хребта и прилегающих гор, охватывая площадь 3685 км². Её ближайшие соседи — Северная Осетия, Грузия, Чеченская Республика, с которыми происходили и до сих пор имеют место споры территориального характера. Столица республики – основанный в 90-е годы ХХ века город Магас, ранее статус главного города Ингушетии носила Назрань.

Ингушетия - это не только горы и чистый воздух, но в первую очередь это люди. Люди, которые любят и воспевают свою национальную культуру и искусство. Тенденцией последних лет в России является интерес к культуре и религиозным традиции народов Кавказа в особенности это касается национального костюма и внешнего вида кавказских женщин, их манерам, изысканности, скромности и стилю. Сестры Арапхановы из Ингушетии не стесняются выделяться в обществе своей неординарной элегантностью, утонченностью и сексуальностью.

Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства

Бренд HL Arapkhanovi был основан сестрами Хадиджой и Луизой Арапхановыми, которые с самых юных лет были увлечены дизайном и созданием одежды. В 2013 году сестры решили объединить свой творческий потенциал и реализовать давнюю мечту о создании собственной линии одежды. Несмотря на свой небольшой возраст, марка HL Arapkhanovi уже успела добиться значительных успехов: бренд представлялся на конкурсе Amor Fashion Day, организованном Лейлой Алиевой, и принимал участие в выставке Russian Fashion Roots. Помимо этого, в 2014 году Хадижа и Луиза Арапхановы были признаны дизайнерами года Республики Ингушетия. В число поклонниц бренда уже вошли Сати Казанова, обладательница титула «Миссис Россия 2013» Анна Городжая и финалистка проекта «Голос» Рагда Ханиева.

В основе идеологии бренда HL Arapkhanovi лежит благородство, элегантность и изысканность, но при этом коллекции, созданные Хадижой и Луизой Арапхановыми созданы для современных девушек с их представлениями о качестве, комфорте и красоте.

       Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства

Современное изобразительное искусство Ингушетии находится в стадии напряженного и эффективного развития. Молодое поколение художников вырабатывает новое эстетическое направление в художественном творчестве, используя все жанры живописи, стремясь выразить всю сложность современного мира и место человека в этом мире. Первозданная красота горной природы Кавказа, величие древних башен ингушей - вот основная тематика живописных полотен. Национальные традиции и современная живопись представлена в Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия. В экспозиции представлено около 40 произведений современного художественного искусства Ингушетии, выполненных в различных жанрах. Это работы таких известных художников как Мурат Полонкоев, Дауд Оздоев, Иса Аушев, Башир Даурбеков, Айшат Даурбекова, Батыр Картоев, Руслан Эльдиев, Али Хашагульгов а также молодых начинающих мастеров живописи - Евы Гайтукиевой, Адама Полонкоева, Зелимхана Полонкоева, Эсет Хамхоевой, Муссы Мартазанова.

Имя Народного художника России, члена Союза художников России, заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия Мурата Махиевича Полонкоева известно широкой зрительской аудитории. Художник исключительного дарования, обладающий большим талантом и колоссальной работоспособностью, сумевший достичь высокого профессионального уровня в различных жанрах изобразительного искусства: живописи, скульптуре, мозаике, декоративно-прикладном искусстве. На выставке представлены его пейзажные работы, такие как "Башня Баркинхоевых", "Вечер в Ингушетии" и др. Торжественная отстраненность и величавость ингушских башен доносит до зрителя трепетное дыхание древней истории ингушского народа. Эти произведения характеризуют его как умного, тонкого пейзажиста, наделенного особым художественным восприятием.

Творчество Народного художника Республики Ингушетия талантливого живописца Дауда Османовича Оздоева представлено на выставке произведениями различных художественных направлений - это тематические полотна, основанные на изучении живописи итальянских, голландских и фламандских мастеров средневековой живописи. Однако важнейшим направлением его творчества является пейзажный жанр. Такие работы художника как "Зима", "Кавказская легенда" пленяют зрителя своей поэтичностью, своеобразным колористическим решением.

Первозданная красота горной природы Кавказа, величие древних башен ингушей - вот основная тематика живописных полотен Азы Идрисовны Базоркиной, подтолкнувшая ее к созданию замечательных произведений "Ляжгинский водопад", "Утро в Эгикале". В простых, незамысловатых сюжетах ее пейзажных работ проступает самобытный взгляд художницы на мир, на окружающую природу родного края, которую она любит не приукрашивая, принимая такой, какая она есть.

Самобытный художник, член Союза художников России Иса Муссаевич Аушев работает в новом тематическом русле, совершенствуя свое мастерство в различных жанрах. Если ранее в его работах тема пейзажа была ограничена лишь ландшафтным изображением, то сейчас чувствуется ярко выраженная философская мотивация сюжета. Это наиболее значимо прослеживается в его работе "Армхи".

Творчество Народного художника Республики Ингушетия Евы Умаровны Гайтукиевой заслуживает самого пристального и серьезного внимания. Большинство произведений, созданных художницей - это скромные по своей цветовой палитре, но удивительно лиричные, красочные и задумчивые работы. Стоит лишь внимательно всмотреться в ее полотна, чтобы увидеть, какой изумительной душевной глубины достигает автор в передаче света и тени. К числу таких работ относится ее картина "Девочка со скрипкой". Фигура девочки написана в полный рост и дана в сложном повороте. Несмотря на сдержанность красочной гаммы, в портрете преобладают контрастные цветовые пятна, подчеркивающие теплоту лица, яркость губ, румянец щек. Точно передана живость и подвижность ребенка.

Неповторимая живописная манера Народного художника Республики Ингушетия Муссы Яхьяевича Мартазанова наиболее ярко проявилась в пейзажном жанре. Поэт-лирик, художник-самоучка, народный целитель - это еще не весь перечень дарований, которым природа щедро наделила этого талантливого живописца. Действия его произведений, представленных в экспозиции развертываются на фоне горных пейзажей Ингушетии. Для своих работ художник выбирает мотивы прекрасные и значительные - кавказские ландшафты, неприступные и гордые ингушские башни, пышные кроны деревьев, спокойная гладь воды - все наполнено глубоким лирическим смыслом. Основным лейтмотивом творчества М. Мартазанова является идеализированный образ единения человека и природы, романтическая мечта о счастье, красоте и вечности бытия.

 Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства

Ингушетия издавна славилась своими танцевальными коллективами. Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни ингушей, сопровождая их в радости и в горе, в будни и праздники. Танцевальная культура ингушского народа многообразна и восходит к глубокой древности. В танце народа - его характер, культура, темперамент, грация. В танцах проявляется ментальность

Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства


Танец народа - это его мораль, нравственность. Подтверждением тому является выразительная плавность и грациозность девушек в танцах, виртуозные движения юношей на носках, требующие ловкости, силы, таланта.

Ингушский народ издавна славился прекрасными образцами народного декоративно-прикладного творчества. Их народные промыслы и ремесла — это резьба по дереву, гравировка, чеканка, металлообработка, создание уникальных национальных украшений и оружия из золота и серебра, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, создание изделий из кварца и стекла, предметов быта, в том числе из глины и меди. Это и женские национальные украшения, деревянные скульптуры и панно, вышивка, изделия из стекла и горного хрусталя. Ингушские мастера декоративно-прикладного искусства, перенявшие и сохраняющие опят и мастерство своих предков, создают настоящие произведения искусства, несмотря на то, что в основном работают приспособленных домашних мастерских. С глубокой древности Ингушетия славилась резьбой по камню. Это можно проследить по орнаментам на входах и стенах башен, появившихся в горах в эпоху позднего средневековья. Резчики высекали на стенах башен и надгробных памятниках сложный орнамент с изображением животных, растений, полумесяцев, шестиконечных звезд. Существует еще один вид каменной пластики, распространенной в быту, — плиточные изделия из камня: домашние печи, очаги. Орнамент, вырезанный на камне, зачастую иллюминован различными красками, что создает наибольший эффект игры светотени, четко отделяя рельеф от фона. В этом плане у ингушей есть еще один принцип колористики — белой полосой разграничиваются поверхности, окрашенные различными тонами. Это подчеркивает гармонию или контрастность различных цветов, не допуская их смешения.

Высоким мастерством, изяществом форм и сложным орнаментом отличаются изделия ювелиров. Традиционный женский костюм украшается множеством разнообразных подвесок. Особенно характерны серповидные подвески из серебра. Разнообразны по форме кольца, браслеты, серьги. При их изготовлении ювелиры используют чернение, золочение, инкрустацию. Главные центры ювелирного дела у ингушей находятся в селениях Эгикал, Цори, Эрзи и Евлой. Традиционный сувенир республики – предметы с местной символикой и знаменитые башни Ингушетии. Они могут быть в форме миниатюр и красочных панно.

Наиболее многочисленными и интересными как по технике исполнения, так и по художественному оформлению являются войлочные изделия ингушей. Эти войлоки составляют подлинное богатство ингушской культуры. В прошлом каждая хозяйка умела изготавливать войлоки (истинги), собирая для этого белхи.

Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства

 Истинги изготавливались в качестве приданного невесте, в подарок родственникам мужа, при рождении ребенка с обережным мотивом, а также в качестве подарка знаменитому войну или охотнику с соответствующим неповторимым орнаментом. У каждой мастерицы был свой узор, который передавался от матери к дочери вместе с ее умением. Родиной первого истинга с аналогичным орнаментом считается Джейрах. Истинг именно в таком цветовом решении принято было преподносить или направлять почитаемым родственникам со стороны невесты после того, как она одаривала семью своего мужа здоровым потомством. Современные мастерицы все чаще обращаются к старым ингушским орнаментам, восстанавливая и совершенствуя растительные мотивы и не только по редким образцам ковров старых мастеров, но и заимствуя изобразительные мотивы резьбы и росписи по камню в архитектуре ингушей и на стелах — чуртах.

Тата Гавришева. Ингушетия через призму культурыи искусства

В своей работе местные мастерицы используют старинные ингушские орнаменты из альбома, составленного в 20−е годы прошлого века, когда традиционное ремесло еще не было утрачено. Изготовление истинга — очень сложный и трудоемкий процесс. Шерсть валяется вручную, после чего готовый войлок раскладывается на ровную поверхность и на нем вырезается орнаментальный узор. Такой же орнамент вырезается из войлока другого цвета. Два узора сшиваются друг с другом, в результате чего рождается ковер с оригинальным рисунком. Поскольку весь процесс осуществляется вручную, изготовление даже небольшого по размеру ковра отнимает один-два месяца, а то и больше. Зато в итоге получается совершенно потрясающий ковер, в орнаменте которого скрыта целая история.

Только в Назрани можно приобрести поистине уникальные изделия из рыбьей кожи особой выделки. Фабрику по обработке рыбьей кожи открыл местный предприниматель Ахмед Шадиев. Ахмед Шадиев – предприниматель из Ингушетии. Человек этот разработал собственную технологию выделки кожи рыб – сазана, семги, осетра. Материал получается ноский – в несколько раз прочнее кожи змеи, страуса и даже некоторых традиционных видов кожи. Отлично подходит и для одежды, и для обуви, и для аксессуаров. Рыбья кожа меньше скользит, не боится воды, так что изделия из нее можно стирать даже в машине. Только в Назрани можно приобрести поистине уникальные изделия из рыбьей кожи особой выделки. Цех по обработке рыбьей кожи Ахмед Шадиев открыл вместе со своей супругой в 2007 году. В месяц здесь обрабатывается около 3000 рыбьих шкурок. Сам предприниматель рассказывает, что возможности технологии позволяют производить до 300 тысяч рыбьих шкурок в месяц. В мировой практике есть примеры подобных производств. Ноу-хау ингушского изобретателя в том, что его технология исключает при обработке кожи рыб ряд сложный производственных операций. Соответственно, издержки ниже, цена – тоже. Фабрика рыбьей кожи «Шади» – главная инновационная гордость Ингушетии. Ничем не примечательный с виду промышленный цех находится на одной из окраинных улиц Назрани. Среди изделий самым большим спросом пользуются обложки для паспортов, портреты чиновников и пейзажи – особенно со знаменитыми вайнахскими боевыми башнями. Приобрести изделия из рыбьей кожи можно в магазине «Шади», который открыт при фабрике в Назрани или в Пятигорске. В скором времени Ахмед Шадиев планирует продавать свою продукцию в Москве и Санкт-Петербурге.

Культурную жизнь современного общества невозможно представить без средств массовой информации и библиотек. Ингушское телевидение и радио, газеты "Сердало" и "Ингушетия", журналы "Литературная Ингушетия" и "Радуга" призваны не только дать своим зрителям и читателям информацию об окружающем мире, но и воспитывать в жителях Республики любовь к родному языку, истории и традициям ингушского народа.

Централизованная библиотечная система Республики представлена районными, городскими и сельскими библиотеками. Координирует работу по оперативному и всестороннему удовлетворению запросов населения и государственных учреждений в информационных ресурсах Национальная библиотека Республики Ингушетия.

В Республике активно функционируют творческие союзы писателей, композиторов, художников, театральных деятелей.

Научно-исследовательский институт гуманитарных исследований занимается изучением ингушского языка и литературы, фольклора, истории, археологии и этнографии, проводит социологические исследования.



Тата Гавришева