Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

J&M School. ПО СЕКРЕТУ О ВОКАЛЕ

А.Л.: Сегодня у нас в гостях основатель школы джаза и мюзикла J&M School, генеральный директор продюсерского центра J&M Show Мария Волошина. Мария, добрый вечер

 

Мария Волошина

 

М.В.: Здравствуйте!

А.Л.: Мария, говорят, у нас очень хорошая школа академического вокала. Почему Вы стали учить именно джазу?

М.В.: Я, на самом деле, очень много лет занималась академическим искусством, очень люблю классическую музыку. Но поступила учится на джазовое отделение. Мне хотелось именно этого. Хотелось привнести что-то новое в питерскую музыку и дать возможность тем, кто любит этот стиль, попробовать стать настоящим музыкантом. Потому что для джазового вокалиста это первостепенная история - быть музыкантом.

А.Л.: Академическая постановка сильно отличается от эстрадной?

М.В.: Одинаковы. Дыхание везде одинаковое: эстрадное, классика или народное - в пении это не важно. Разница всего лишь в манере. И, если мы говорим о детях, то я бы никогда не рекомендовала заниматься параллельно эстрадно-джазовым и академическим вокалом. Потому, что у ребенка такой раздрай начинается в голове. Нужно выбирать какое-то одно направление, в котором изначально вы развиваетесь. А потом уже нанизывать другие. Академический вокал - это как начальный фундамент, на который можно дальше опираться в любом стиле. Он развивает хорошо мышечную силу, которая держит опору, дыхание, и дает возможность потом выбрать любой стиль. Если есть желание его выбрать.

А.Л.: Мария, как выбрать того педагога, который подойдет именно мне?

М.В.: Надо понимать, что нужно самому вокалисту. Или это ребёнок, или это взрослый, либо с нуля, либо уже с какой-то подготовкой. Нужно идти к педагогу, понимая ситуацию и задачу. Мы всегда делаем прослушивание, чтобы выявить способности и определить направление. Не все педагоги преподают джаз.

А.Л.: А вы учите импровизации?

М.В.: Да. Есть определенные принципы, которые можно использовать. В первую очередь, они связаны с цифровкой основой джазовой композиции. Септаккорды составляют гармоническую основу, и на неё уже нанизывается импровизация. Самое главное в этом - очень хорошо разбираться самому. Чтобы импровизировать, нужно быть музыкантом. Если вы не понимаете и не знаете, как идет цифровка, как звучит музыка, то по наитию это сделать будет невозможно. Этому надо учиться, здесь уже нужна грамотность и сольфеджио.

А.Л.: Можно ли стать звездой человеку, который не имеет больших способностей?

М.В.: Становление вокалиста - это в первую очередь, конечно, становление техники и интонации. Интонация развивается двумя путями. Постановка дыхания - так называемая, правильная опора и сольфеджио. Без него никуда, попадание в ноты неизбежно связано с ним. Я провожу мастер-классы, которые называются «Петь может каждый», рассчитанные на любого человека. Мы опровергаем мифы, что слон на ухо наступил, или что "я с детства не пою и вообще петь не могу". Если можешь говорить, значит можешь и петь. Соответственно, если заниматься этим систематически, уделять этому время, то и результат будет быстро. И координация, и чистая интонация появятся. Вокал - это то, что дано нам от природы с первым вздохом. Когда ребёнок делает первый крик, это и есть правильная постановка вокального звучания. Когда плачет грудной младенец, он никогда не срывает голос, потому что он не плачет на самом деле, а технично поёт. Можно выучить всех, но детей немного быстрее.

Мария Волошина

А.Л.: У вас были ученики которые достигли больших успехов?

М.В.: Конечно, у нас постоянно есть такие ученики. Когда ребёнок или взрослый добивается успеха, например, попадает в проект «Голос», он едет в Москву. Мы - как инкубатор и мы очень рады этому. Мы в общем-то даем очень хорошую базу, что дает возможность в дальнейшем профессионально расти. В Санкт-Петербурге, к сожалению, невозможно реализоваться на том уровне, на котором хотелось бы, поэтому едут в Москву.

А.Л.: Мария, чему учат помимо вокала на уроках?

М.В.: Любому вокалисту нужно быть музыкантом! Если это серьезный профессиональный выбор, если у ребенка явно есть талант, или родители видят его музыкантом, безусловно, нельзя не знать нотной грамоты. Нельзя не знать, что такое ритмика. Это очень важная основа. Кто бы подумал пианиста не учить сольфеджио? А чем Вокал отличается? Ничем! Дело в том что на вокалисте ответственность лежит в разы выше и больше, чем на инструменталистах. Вокалист является центральной фигурой группы. Он, во-первых, транслирует зрителю то, что они хотят все вместе донести, то есть музыкальный материал и, во-вторых, стилистику, которую они выбрали. Это может быть любая стилистика рок, джаз, фолк - что угодно. Суть в том, что когда вокалист выходит на сцену, он должен знать как взаимодействовать с музыкантами. Должен знать, что играет барабанщик, как он играет, в каком стиле, должен знать, что играет клавишник. Вокалист, абсолютно четко должен понимать, где и в каком месте он находится, когда он поёт. Не просто слова, написанные на листок, а понимать реальные гармонии и составлять в этой музыке стилистическую основу. Должен иметь возможность сказать, например, барабанщику: «ты сейчас не так сыграл, как мне надо», или клавишнику сказать: «мне вот эта гармония не подходит», и показать, как он хочет это услышать. Это уже высший пилотаж. На самом деле это то, к чему нужно стремиться любому вокалисту - быть лидером группы! Именно такие добиваются гораздо больше в профессиональной карьере, именно такие заявляются о себе на мировых площадках. Перспектив у такого вокалиста в разы больше, чем просто у "поющего микрофона", как я их называю. Вокал - это не так просто, как многим кажется. Это тяжелый труд!

Мария Волошина

А.Л.: Есть ли какой-то универсальный ответ на вопрос, как стать звездой?

М.В.: Я не смогу дать четкого по пунктам ответа, путь каждого артиста индивидуальный, но я могу сказать, что очень важно для того, чтобы тебя заметили. Безусловно, это во многом дело случая - оказаться в нужном месте в нужное время. Но, что несомненно может помочь, это собственная индивидуальность. Не быть как кто-то, не быть как все, найти себя, найти свою изюминку. Найти то, что не делает никто в своём образе или в своей исполнительской манере. И, конечно, труд! Вот эти две составляющие. Создать свой образ не получится без труда. Сначала надо освоить весь тот пласт и базу, которые уже накоплены всеми исполнителями и музыкантами на сегодняшний день, из них вычленить для себя, добавить что-то свое и представить это публике. В таком случае можно и в «Голос» пройти, и любой другой проект. Когда ты уникален, когда ты не шаблон - тогда всё получится!

 

(фото предоставлены J&M School)

 

Александр Липинский