Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

КАК И ЗАЧЕМ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ "НЕТ"

В 60-е годы ХХ века британский педиатр Дональд Винникотт вел передачу на ВВС, где обсуждал темы воспитания детей, по этим передачам была собрана книга из статей, которые были объединены общей темой. Книга предназначена для широкого круга читателей, так как написана очень доступным языком и может помочь прояснить некоторые ситуации в отношениях родителей и детей.

ДАРЬЯ СОРОКОВА. КАК И ЗАЧЕМ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ "НЕТ"


Как разумно запрещать что-либо делать ребенку, который активно интересуется внешним миром и не чувствует опасность от горячей кастрюли и электрических розеток?
Виниккотт рассказывает о трех этапах развития ребенка, которые перетекают из предыдущей в следующую по мере взросления. Он не указывает четкого возрастного разграничения, но мне кажется, что это он делает намеренно, так как развитие ребенка индивидуально, и каждая мама сможет определить на каком сейчас этапе ее ребенок, понимая суть каждого их трех.
Первый этап связан с тем периодом, когда ребенок еще совсем маленький и вся ответственность за его безопасность лежит полностью на родителях. Ребенок еще не понимает запрета через слово, поэтому родителям необходимо обезопасить его пространство, убрать опасные предметы, сгладить острые углы, скрыть розетки. Мир для ребенка еще не представляет опасности, поэтому он с интересом изучает все что встречается на его пути.

ДАРЬЯ СОРОКОВА. КАК И ЗАЧЕМ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ "НЕТ"


На втором этапе родители передают «нет» на основе понимания мира, как например «Горячо!». Напрямую родители не запрещают прикасаться к горячему чайнику, но делятся своим опытом от потенциального взаимодействия. Здесь важно понять принцип, так как невозможно огородить от всех опасных моментов, но через научение ребенок со временем сам будет избегать таких моментов самостоятельно.
А вот на третьем этапе уже возможно объяснение запретов через слова, так как разум ребенка способен их воспринимать. «Нельзя, потому что горячо!», - думаю, что интуитивно понятно, чем это отличается от предыдущего варианта.
Если мама/ папа понимает на каком этапе сейчас ребенок, это упрощает способ взаимодействия с ним. Не будет ситуации в которой родитель запрещает тем способом, который ребенок не понимает. Не будет насилия, давления и желания доказать, что прав тот, кто старше. Родителем быть сложно, но очень увлекательно.


Дарья Сорокова