Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

Карен Кавалерян. Поэт, драматург

Сегодня у нас в гостях интересный и многогранный собеседник. Человек, чьи песни знают практически все, но он, как автор слов, остается за кадром.

Знакомьтесь, Карен Кавалерян:

·         поэт, драматург, член Союза писателей России и Москвы

·         член авторских обществ РАО (Россия) и STIM (Швеция)
·         автор международных издательств WARNER/CHAPPELL MUSIC SСANDINAVIA (Швеция) и EMI MUSIC PUBLISHING (Германия); российских издательств ПМИ и ОАЗИС
·         лауреат Почетной Премии Российского Авторского Общества "За вклад в развитие науки, культуры и искусства"2007 года
·         номинант российской национальной музыкальной премии «ПРОФИ» на звание «Лучший поэт-песенник» 1991 года
·         8 раз, как автор, участвовал в финале конкурса «ЕВРОВИДЕНИЕ» , представляя 5 разных стран (абсолютный рекорд в истории конкурса), трижды (в 2006, 2008 и 2013гг.) занимая места в ТОР-3
·         17-кратный лауреат телевизионного конкурса «ПЕСНЯ ГОДА»
·         9-кратный лауреат телевизионного конкурса "НОВЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ"
·         автор либретто мюзиклов "ГОЛУБАЯ КАМЕЯ", "ДУБРОВСКИЙ", "ДЖЕЙН ЭЙР", поставленных российскими и зарубежными театрами
·         автор Официального Гимна Олимпийской заявки Сочи - 2014 - "ИГРЫ, КОТОРЫЕ МЫ ЗАСЛУЖИЛИ", исполненного звездами российской эстрады
·         автор официальной песни закрытия Паралимпийских Игр Сочи-2014 "ПАРАЛИМПИЙСКИЙ ХОР", исполненной Х.Каррерасом (José Carreras), Д.Гурцкая И Н.Чиниб
·         автор Официального Гимна Федерации фигурного катания России
·         автор песни "ЗАЖИГАЙ", ставшей гимном телевизионного проекта "НАРОДНЫЙ АРТИСТ"
·         издал три авторских сборника лучших песен: «НОЧЬ В БУХАРЕ» (1995, «Синтез рекордз»), «ТЫ СДЕЛАНА ИЗ ОГНЯ» (1999, студия «Союз»), «РАДИО-БЭЙБИ» (2003, «Синтез-рекордз»)

·         с 1986 по 2014 год опубликовал более семисот песен на русском и английском языках для: групп - «Парк Горького», «Машина времени», «Браво», «Бригада С», «Рок-ателье», «Черный кофе», «Рондо», «Лига блюза», «Премьер-министр», "Ассорти", «Лицей» и других, и исполнителей - А. Пугачевой, В. Леонтьева, О. Газманова, В. Преснякова-мл., Ф.Киркорова, Л. Долиной, Н.Баскова, Ани Лорак, Тины Кароль, Златы Огневич, Л.Вайкуле, С.Ротару, М.Боярского, Валерии, Д.Билана, С.Павлиашвили, Г.Лепса, Т.Гвердцители, А.Буйнова, К. Орбакайте, А.Варум, Н. Носкова, Лолиты, А. Серова, А. Барыкина, А.Стоцкой, Ю.Началовой, М.Шуфутинского, А. Малинина, А.Маршала, А.Чумакова, А.Панайотова, А.Макарского, Д.Колдуна, Зары, А.Гомана, Р.Алехно, Д.Гурцкая, Т.Овсиенко, И. Талькова, А. Кутикова, Д. Маликова, А.Глызина, И. Понаровской, И. Аллегровой, Д.Харатьяна, К.Лель, В. Сташевского, Б.Моисеева, А.Алёшина, А.Апиной, В.Усланова, С. Пенкина, С. Минаева, В. Казаченко, М. Хлебниковой, Т.Анциферовой, и других...

 

Ф.Г. Карен, здравствуйте!

Первый и традиционный вопрос. В каком месте на земном шаре Вам хочется оказаться или вернуться, не считая Москвы?

К.К. Из мест, где я бывал, наиболее комфортно мне было в Лондоне и в Амстердаме. Но если смотреть системно, то мне хорошо вообще в больших городах.   

     В зеленой юности, когда я увлекался дзен-буддистскими заморочками, мне очень хотелось поехать в Тибет. Но когда это стало возможно практически, я стал уже слишком down-to-earth guy. 

     Наверное, я человек мегаполиса. Желания слиться с природой у меня никогда не было, и в лесных походах – а никто из нас, прошедших через пионерское детство их не избежал – мне всегда было одиноко и бесприютно. В общем, «домик в деревне» – это не моё. Я люблю Москву, я к ней привык. Если это и монстр, то мой.

     Лучше всего это чувство сформулировала одна из моих тётушек. Когда ее муж сообщил, что они получили ордер на квартиру в отдаленном московском районе Чертаново и в качестве извинения добавил: «зато там хороший воздух», она с досадой ответила: «самый лучший воздух на Тверской». Это истинная правда.

 

 Ф.Г. А теперь отправимся в Ваше детство. Чем Вам запомнились детские годы? Поступки, события, истории, которыми Вы гордитесь или, наоборот, хотели бы забыть?

К.К. Я не могу примерить на себя модный сегодня ностальгический тренд. Всё, что я помню из детства – это убогое, полунищенское существование в обшарпанном, озлобленном и холодном городе. Москва тогда очень не походила на сегодняшнюю. Хотя с тех пор она и не стала приветливее, но сейчас ее хотя бы немного подкрасили.   

     Потом, когда я вырос настолько, чтобы различать знаки, которые подает окружающий мир, добавилось ощущение тотальной лжи и повсеместной фальши. Единственное искреннее чувство из того времени, которое до сих пор со мной, это любовь родителей.

 

Ф.Г. А теперь о спорте. Творческая работа требует хорошей физической формы. Какое место спорт занимает в Вашей жизни и есть ли среди профессиональных спортсменов личности или команды, которые Вам интересны?

К.К. Правда? Действительно требует? Первый раз об этом слышу (улыбается). Могу себе представить, как Макс Дунаевский или Юра Чернавский были бы озадачены таким вопросом. Честно говоря, я вообще не знаю авторов, занимающихся физкультурой, тем более спортом. С артистами та же история. Я несколько лет играл в футбол за команду артистов «Старко», поэтому знаю что говорю. Ну, какие они спортсмены? Одно сплошное недоразумение.

Карен Кавалерян с Александром Кутиковым («Машина Времени») и композитором Андреем Мисиным

    Я, собственно, и сам не лучше. Пару раз в неделю я плаваю в бассейне, правда настоящем, с 50-метровыми дорожками.  Каждый раз проплываю примерно километр. По физическим кондициям осилил бы и три, и даже пять, если бы не монотонность процесса. В какой-то момент я начинаю чувствовать себя машиной и вылезаю на бортик.

     В общем, на плавании спорт в моей жизни заканчивается. Никаких тяжестей и беговых дорожек я не признаю. Еще не хватало. Один раз в жизни я тягал гирю. У меня было чувство, что она оторвется вместе с рукой. В общем, боже упаси.

     Зато я играю в шахматы. Не знаю, правда, насколько их можно назвать спортом. По мне, вряд ли, разве что формально.

Карен Кавалерян со своим первым и единственным тренером по шахматам Людмилой Сергеевной Белавенец, чемпионкой мира FIDE по переписке и чемпионкой СССР 1975г. среди женщин

     Но шахматы – моя первая настоящая любовь, пришедшая ко мне в 13 лет, и которая жива до сих пор. Занимался я серьезно, ходил в секцию Стадиона Юных пионеров к известному детскому тренеру Людмиле Сергеевне Белавенец. К окончанию школы у меня был первый разряд. Потом, поступив в институт, я продолжал играть за него в первенстве Москвы среди вузов, набрал два балла кандидата в мастера. Еще немного и я бы получил звание, но тут началась вся эта история с шоу-бизнесом, и я без сожаления сложил фигуры в коробку.

     Из секции Стадиона Юных пионеров среди ребят моего поколения наиболее известными стали гроссмейстеры Андрей Соколов и Алексей Выжманавин. С последним мы по настоящему дружили. К сожалению, пятнадцать лет тому назад его не стало.

     По поводу личностей в спорте ничего сказать не могу, я со спортсменами не общаюсь. Если загадать «вечер со звездой», я бы выбрал, условно говоря, не Месси и не Шарапову, а Бобби Фишера. Обожаю его. Он был настоящий буйный, каких мало.

 

Ф.Г. В современном мире людям творческих профессий приходится совмещать творческую и коммерческую составляющие. Насколько легко это удается Вам? Что мешает и что помогает?

К.К. Вы продолжаете меня озадачивать. Я понятия не имею ни о каком совмещении. Моя профессия и есть мой бизнес. А мой бизнес – моя профессия. Ничем другим я не занимаюсь и никогда не занимался за исключением короткого периода в конце 90-х, когда мы с компаньоном организовали рекламное агентство. Но я там был скорее представительской фигурой, для тех случаев, когда надо было открыть какие-либо двери. Бизнес вел он.

     Если же вы имеете ввиду совмещение художественного и коммерческого в произведении, то по мне, никакого противоречия тут нет. Всё по настоящему художественное и есть коммерческое, потому что само себя продает. А что не продается, то не художественное ни на йоту. Бывают исключения, когда художник опережает время, но это большая редкость. В целом формула, что я привел, работает безотказно.

Карен Кавалерян с первой победительницей Евровидения (1956г.) Лис Ассия, пресс-конференция, Ереван, 2010

Ф.Г. Вы автор текстов мночисленных прекрасных песен и успешных мюзиклов. Скажите, пожалуйста, где Карен Кавалерян черпает вдохновение?

К.К. Не хочу вас расстраивать, но я не люблю водить людей за нос и еще меньше люблю мифологию, поэтому скажу, как есть: вдохновение – это миф.

     Ты либо умеешь делать свою работу, либо нет. И если умеешь, то слова сами правильно встают в строку, а те выстраиваются в строфы, и так далее. По мне, сочинительство скорее похоже на медитацию. Нужно ли для медитации вдохновение? Вряд ли. 

     Бывало так, что я писал песни, ставшие потом знаменитыми, вообще не тратя эмоций, а то и находясь в состоянии раздражения по отношению к артисту. Свой первый мега-хит «Ночное рандеву» я сочинил, сидя на кухне у Криса Кельми, пока тот прослушивал в комнате нового вокалиста. За полчаса я набросал три куплета и припев, просто заполняя словами белое полотно салфетки и жуя свердловские булки с чаем. Похоже на вдохновение?

     Ты просто начинаешь писать, и если приходит пара удачных строк, появляется чувство, что всё будет хорошо. Уверенность в себе, твердая рука и авторская воля – единственное, что действительно имеет значение. А вдохновение – это эфемерная субстанция, побочный эффект. Его придумали сами поэты, чтобы нравится девчонкам.

 

Ф.Г. Чего бы Вы не могли простить людям? И какие качества в человеке Вы цените больше всего?

К.К. Больше всего я ценю свободу выбора. Во всем и всегда. Это то, что делает нас людьми и держит в жизни. Свобода выбора и ответственность за него.

     Насчет прощения сложный вопрос. Расскажу вам одну историю. Лет 30 назад я пришел на радио с одним начинающим композитором, таким же безвестным, как и я сам. Мы ставили редактору свои песни.

     Походя прослушав их, она уверенным голосом порекомендовала мне заняться в жизни чем-то другим, а моему компаньону оказала протекцию и направила его к одному очень популярному тогда песенному поэту.

     Впоследствии они написали несколько неудачных песен и на этом карьера молодого автора закончилась. Сейчас он поет в церковном хоре. А я через пару месяцев написал «Ночное рандеву». Так вот, я никогда не прощу эту даму, потому что представляю, скольким людям она сломала жизнь своим искореженным чувством прекрасного.

Ф.Г. Последний традиционный вопрос от нашего журнала. Квинтэссенция счастья от Карена Кавалеряна?

К.К. По моему, счастье – это когда те, кто тебе дорог, радуются вместе с тобой каждому новому дню.

Фил Гинзбург

(фото из личного архива Карена Кавалеряна)

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения