Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

Михаил Кириченко

В этот раз в рубрике «VIP-ПЕРСОНА»  поистине уникальный человек, человек из сферы бизнеса и высоких технологий, но имеющий самое прямое отношение к миру искусства.

У нас в гостях  руководитель пресс-службы международной группы компаний "SkyWay" Михаил Кириченко.

Краткая справка об этом проекте: поднятая на высоту порядка десяти метров над землёй рельсовая дорога, по которой с большой скоростью (до 500 км/ч) передвигаются пассажирские и грузовые автоматизированные электрические транспортные средства, создаётся для решиения целого комплекса актуальных проблем для всего мира. Прежде всего, такой способ передвижения будет безопасен, т. к. наверху транспорт не сможет столкнуться ни с какими преградами на пути, а автоматизированное управление исключит человеческий фактор. Автомобильные пробки при переносе части коммуникаций на «второй уровень» могут исчезнуть из жизни городов, как дурной сон. Далее, такой вид транспорта является дружественным по отношению к окружающей среде. Строительство дорог требует минимальных площадей земли, за счёт чего можно сохранить естественные ландшафты или оставить в сельскохозяйственном обороте те огромные территории, которые сегодняшние дороги хоронят под асфальтом. Достигаемые за счёт конструктивных особенностей аэродинамические характеристики позволяют на порядок, по сравнению с существующими видами транспорта, снизить энергопотребление и, соответственно, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ, при том, что скорость движения значительно увеличивается. Строительство этих дорог обойдётся значительно дешевле всех существующих альтернатив, начиная от высокоскоростных железных дорог, заканчивая трамвайными линиями. В результате, проезд будет стоить меньше, а скорость передвижения будет выше и во всём этом нет ничего фантастического. Готовые решения и промышленные образцы описанного транспорта существуют уже сегодня.

Михаил, у нас в рубрике не принято говорить на профессиональные темы, но вы столь многогранная личность, что я, возможно, позволю себе нарушить мною же придуманное правило общения с гостями.

 

Ф.Г. Вы работали в Канаде, родились в Москве, живете в Минске, работаете в компании, которая сотрудничает со многими странами, поэтому наш традиционный вопрос не покажется сложным. В каком месте на земле вам наиболее комфортно, где хочется оказаться или вернуться снова?

М.К. Точнее, я какое-то время работал с канадским ТВ… а ещё я долго жил и работал в Африке, был коммерческим директором американской компании, директором литовской, принимал участие в записи знаковых музыкальных альбомов в Польше (Krzysztof Kiljański - In The Room, 2005; Witold Cisło, Piotr Karpienia - Mój Świat, 2012), причём первый долгое время возглавлял хит-парад Billboard и стал платиновым, снимался в кино с Эриком Робертсом … Но на данный момент я чувствую себя комфортнее всего на Родине (для меня это – весь бывший СССР) и в Италии. Это из детства: я вырос в семье оперного тенора и воспитывался на итальянской культуре, изучил язык и много лет работал с этой страной. Мне очень интересна и близка колыбель современной цивилизации – Греция, с которой я связан также кровно. Но в то же время считаю, что не стоит оглядываться и искать утешения в прошлом. Как пел Владимир Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…» Сейчас моя жизнь тесно связана с проектом SkyWay, в цели которого я искренне верю. В данный момент он осуществляется в Республике Беларусь, и сегодня моё место здесь. Если завтра я понадоблюсь в Австралии (а именно эта страна станет, похоже, первым местом, куда реально придёт струнный транспорт Юницкого), то комфортно мне будет именно там.

Ф.Г.  Один успешный бизнесмен, отвечая на вопрос, как он добился успеха, ответил очень просто: «Я в каждом человеке видел наставника».

Михаил  ваш отец, Виктор Лукьянович Кириченко, был очень известным тенором, являлся учеником С. Я. Лемешева, был ведущим солистом ГАБТ оперы и балета БССР, заслуженным артистом БССР, поэтому я не буду спрашивать вас как вы пришли в музыку, а вот как так получилось, что успешный музыкант, лауреат конкурса среди гитаристов, победитель национального хит-парада впоследствии получил  лингвистическое и экономическое образование, освоил профессию журналиста, прошел кастинг на ведущего прямого ТВ эфира?

Что или кто подтолкнул Вас сделать выбор в пользу журналистики и экономики, а не продолжить карьеру музыканта?

М.К. Итак, всё по порядку.Моё базовое образование – лингвистическое. Я переводчик с красным советским дипломом (английский, французский и итальянский языки). Но ещё за год до получения диплома переводчика я завершил обучение на военной кафедре ВУЗа, как англоязычный военный журналист (ВУС 6021 – спецпропаганда среди войск и населения противника), так что здесь уже есть приоритет. Я находился на распутье достаточно долго. Но чаша весов стала склоняться в пользу журналистики, когда я понял, какую силу имеет слово, особенно несущее правду. В 1990 г. по приглашению канадского режиссёра Джеймса МакНелли (James McNally) я участвовал в съёмках документального фильма "Children of Chernobyl / Дети Чернобыля", который впоследствии удостоился чести быть финалистом на получение награды Канадской ассоциации телерадиовещателей «Gold Ribbon» (Золотая лента). Но самое главное: после телемарафона была собрана крупная сумма денег, поступившая в адрес больницы в БССР, где лечили детей, пострадавших от этой самой страшной техногенной катастрофы в истории человечества, а в Канаде созданы организации с таким же названием, что и у нашего фильма, которые начали приглашать белорусских детей для оздоровления. Возможным это сделало то, что в этой ленте были показаны многие факты, замалчивавшиеся в то время. Так что я всецело согласен с главным героем одного из моих любимых фильмов «Брат»: сила – в правде! Я считаю, что не зря живу на свете уже потому, что принял участие в том проекте. Поэтому сейчас я журналист, причём именно тема Чернобыля во многом объединяет меня с А. Э. Юницким, который вырос в «зоне отчуждения» и потерял там свою малую родину. Именно поэтому ключевым моментом проекта SkyWay является его экологическая направленность.

Что же касается экономики… Жизнь потребовала. В конце 1990-х я был заместителем генерального директора по производству одного из предприятий МЭК «Итера» и неплохо разбирался в технических вопросах, т. к. непосредственно участвовал в переговорах, установке станков и обучении персонала на английском и итальянском языках (используемое оборудование было произведено в Канаде и Италии), но в определённый момент почувствовал нехватку экономических знаний, поэтому принял решение получить дополнительное образование.

Теперь о ТВ. Ещё в середине 1990-х я стал одним из пионеров прямого эфира первого негосударственного FM-радио в республике. Популярность и самой станции, и её DJ-ев была невероятной, так что через какое-то время меня пригласили попробовать себя в роли ведущего на ТВ. Мне это показалось интересным, в итоге я прошёл кастинг и обучение на телекомпании ATV в качестве ведущего прямого ТВ эфира и впоследствии выступал в этой роли в самом первом составе ведущих ежедневной информационно-аналитической программы «Белорусское времечко». Сейчас дорос до собственного шоу и каждый вторник веду программу «Ди@блог. О вечном»  в вечернем эфире ТВ канала «Беларусь 3».

О том же, кто подтолкнул меня сделать выбор в пользу журналистики и экономики, а не продолжить карьеру музыканта – чуть ниже.

Ф.Г.  Были ли люди, которые серьезно повлияли на формирование вашей личности? Откуда такая тяга к постоянному изучению чего-то нового?

М.К. Были и есть. Из первых – мои дед и отец. Дед был православным священником, протоиереем, греком по фамилии Христофоридис, что (наверно, не случайно) значит «чтящий Христа». Он меня крестил в детстве, и я чувствую его участие в моей судьбе даже сейчас. Разве без покровительства деда я стал бы ведущим религиозно-философской программы на ТВ? Кроме того, он прекрасно пел, обладая шикарным баритоном, и замечательно играл на скрипке. Я помню, заглядывал в неё, и навсегда запомнил странное слово «Stradivarius». Настоящая, или нет, не знаю – после его смерти она пропала.

Мой же отец остаётся для меня эталоном мужчины во всех отношениях: и касательно внешнего вида, и как семьянин, и как талант. Наверно, постоянное сравнение себя и своих достижений в музыке с ним (естественно, не в мою пользу) и заставило меня избрать иную стезю в жизни.

Сейчас человеком, влияющим на формирование моей личности, является, безусловно, Анатолий Эдуардович. Я вижу его жажду нового, и в эпоху узких специалистов его (в том числе) энциклопедические знания во многих сферах позволили ему увидеть в разных областях науки взаимодополняющие решения, что сделало ненужным очередное «изобретение велосипеда». Кроме того, он прямо излучает энергию, причём (что немаловажно) направленную на созидание! Это поражает, ибо уже лет 10 назад я привык общаться с ровесниками, уставшими от бизнеса и искавшими, кому бы всё это передать. Итогом подобных действий – как показала жизнь, - становится (как минимум) грань банкротства.

Так что нельзя давать себе покоя: мы все знаем, где он… Dum spiro spero! (пока дышу, надеюсь, лат. перевод ред.)

Ф.Г.  А теперь я позволю себе отойти от своего же правила и задам вопрос о Вашей профессиональной деятельности.

Мне, как профессиональному скрипачу и человеку имеющему дело со струнами очень интересно, что же такое струнная технология, используемая при строительстве дорожных, железнодорожных и канатных коммуникаций, которыми занимается ваша компания?

М.К. Я вот что вам отвечу, как гитарист скрипачу: этот образ свидетельствует о том, что основной конструктивной особенностью струнных технологий является растяжение и предварительное напряжение в путевой структуре, а также её «второй уровень» размещения, т. е. над поверхностью земли. Из четырёх видов сопротивления внешним механическим воздействиям — растяжению, сжатию, изгибу и кручению, — самым благоприятным для материалов и конструкций из них является растяжение. Когда Господь создавал наш мир, то в качестве его основы заложил квантовые струны. Чрезвычайно лёгкая и прочная паутина тоже состоит из системы тончайших струн, и даже наши трубчатые кости армированы предварительно напряжёнными (растянутыми) волокнами – тоже своего рода струнами. Железнодорожные шпалы из бетона делают струнными - с предварительно напряжённой высокопрочной проволокой. Струнными по сути являются также висячие и вантовые мосты, Останкинская телебашня и многое другое.

В общем, прочнее струн во Вселенной ничего нет! Вам, так же, как и мне, известно, что струну в инструменте возможно порвать лишь при её перетяжке, неправильном закреплении либо в случае брака при изготовлении струны или самого инструмента. Но виноват-то здесь человеческий фактор!

Кстати, и Общепланетное транспортное средство (ОТС), следующая ступень развития технологии SkyWay) – это тоже струнный транспорт!

Для справки: ОТС - проект транспортной системы для выведения грузов на низкую околопланетную орбиту, предложенный А. Э. Юницким в 1982 г., гигантское сооружение астроинженерного масштаба. Интересующиеся подробностями могут найти их здесь: goo.gl/6kGdr3

Почему струнный: в системе длиной 40 000 км и всего 10 м в поперечнике соотношение размера к длине будет равно 1:4 000 000. Аналог ­– паутинка длиной в километр, которая не может работать на сжатие, т. к. потеряет устойчивость. Только растянутая конструкция может функционировать. Поэтому А. Э. Юницкий спроектировал транспортное средство для неракетного освоения космоса и перемещения в него земной индустрии таким образом, чтобы оно находилось в растяжении во время всего цикла работы. Поднимаясь в космос, находясь в космосе, садясь на землю — оно должно быть всё время растянуто, как струна.

Космос – это ещё один момент, объединяющий меня и SkyWay: я пришёл в проект из космической отрасли, где отвечал за коммерческую реализацию спутникового ресурса. Считаю это шагом наверх. В том числе потому, что там моим рынком сбыта было восточное полушарие, сейчас же это – весь земной шар!

Ф.Г.  Вы очень серьезно занимались восточными единоборствами, имеете черный пояс по традиционному каратэ. Какое сейчас место в вашей жизни занимает спорт?

Какая  личность в современном спорте вам импонирует? 

М.К. Я продолжаю исполнение обязанностей ответственного секретаря Белорусской федерации традиционного каратэ, постоянно участвую в семинарах мастеров мирового класса – в основном в качестве переводчика, - и поддерживаю спортивную форму, но не более того. Большие достижения требуют таких же жертв. Об этом на рубеже 1970-80 гг. мы шутили, перефразируя классика: «Спортсменом можешь ты не быть, но инвалидом быть обязан!»

Помимо каратэ занимаюсь с отягощениями, своего рода «лечебным пауэрлифтингом», как шутил один мой друг. Когда-то жал лёжа на 1-й разряд. Сейчас тренируюсь не менее 3-4 раз в неделю, иногда 5 (если получается), примерно по 45 минут, максимум час, без фанатизма. Моя работа и на ТВ, и в SkyWay требует хорошей физической формы и достойного внешнего вида. Не считаю профессионалами запустивших себя публичных людей. «Режимить» для меня – не проблема, а образ жизни. У каждого своя система ценностей.

В детстве кумирами были Брюс Ли, затем Арнольд Фамилии-не-требуется. Сейчас же для меня образцом спортсмена является мой тренер Леонид Николаевич Лущик, VI дан по каратэ, мастер спорта СССР, заслуженный тренер Республики Беларусь, серебряный призёр первого чемпионата СССР по каратэ, проведённого в 1981 г., победитель международного турнира на Кубе, где ему удалось завоевать единственную золотую медаль для делегации СССР в 1983 г., за что он первым в республике был удостоен чёрного пояса. Леонид Николаевич – не только выдающийся спортсмен, но и широчайшей души человек, который всегда поможет в трудную минуту. Вот такие Люди с большой буквы мне импонируют.

А откуда мне знать, каковы на самом деле растиражированные в СМИ гламурные портреты современных звёзд спорта? Бэкхем, Хэмилтон, Уильямс… Я более не творю себе кумиров.

Ф.Г. А теперь вопрос, который я задаю всем гостям моей рубрики. Квинтэссенция счастья от Михаила Кириченко?

М.К. Самое большое счастье – это удачные дети, самое большое горе – неудачные. Моей дочери 19, хочу увидеть её состоявшейся достойной личностью, живущей в мире без экологических катастроф и войн. Свои гены и воспитание примером мы с женой ей уже передали (пока оправдывает надежды), что же до остального…

Я вижу возможность достичь этого с помощью дела, которому в последнее время посвящаю большую часть своих сил и способностей, развивавшихся отдельно друг от друга до сего момента. Сейчас они востребованы все одновременно, создавая синергетический эффект и позволяя достигнуть (я надеюсь) максимального результата. В случае успешного осуществления проекта технология SkyWay не только кардинально уменьшит загрязнение природы, но сможет вернуть в оборот не используемые в данный момент и загрязнённые территории, равные по площади пяти таким странам, как Великобритания. Для воплощения же проекта SpaceWay и строительства Общепланетного транспортного средства уже потребуются усилия всех государств планеты, чего без прочного мира не добиться. Пусть пока звучит утопично – когда экология заставит, иного пути к спасению цивилизации, кроме глобального сотрудничества, не будет!

Похоже мне (причём не только, как гитаристу) на роду было написано работать в проекте по созданию струнного транспорта Юницкого! В этой точке сошлось творческое начало моего отца и инженерная составляющая моей матери – она выпускница Московского института инженеров транспорта (ныне Московский государственный университет путей сообщения), посвятившая свою профессиональную деятельность строительству метро. А я строю SkyWay и спасаю планету, ибо у меня во всех этих глобальных (и даже более того, космических) планах есть личный интерес – счастливое будущее моей дочери и всех моих потомков. Это и есть квинтэссенция счастья от Михаила Кириченко!

 

Михаил, спасибо за очень интересную беседу. Творчества Вам, процветания и побольше хороших людей вокруг.

Фил Гинзбург

(фото из личного архива Михаила Кириченко)