Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

"НЕ ИГРАЙ - ЖИВИ!" СЕКРЕТЫ РАБОТЫ АКТЕРА КИНО

Игра актера в театре отличается от игры в кино одним важным нюансом. Актер, который работает на сцене, говорит с большим залом. Его зритель - это все люди, купившие билеты на конкретный спектакль. Их может быть 100, а может 300 и больше. И ко всем актер так или иначе обращается во время своего пребывания на сцене. Каждый, сидящий в зале человек, даже если он находится на последнем ряду балкона, должен видеть и слышать актера. Отсюда и возникает так называемый «театральный посыл». Актер говорит как будто «немножко с трибуны».

АЛЕКСАНДРА БУТОР. "НЕ ИГРАЙ - ЖИВИ!" СЕКРЕТЫ РАБОТЫ АКТЕРА КИНО
Кадр из спектакля «Поезд в Голливуд». Киношкола «Территория кино», 2015 год

Работа с камерой – более тонкий процесс. Камера находится близко к артисту. Поэтому она видит и слышит даже минимальную фальшь. Секрет в том, что работая с камерой, актер работает только для одного зрителя. Несмотря на то, что потом его увидят миллионы. И это создает атмосферу доверительного разговора. Камера – лучший друг актера. Ему не нужно напрягаться, чтобы показать, что он сейчас переживает. Камера считывает мельчайшие нюансы взгляда, движения губ, ресниц, дрогнувшую улыбку, легкий поворот головы. Вы как будто говорите по душам с близким другом, сидя на кухне за чашкой чая. И даже когда ваш персонаж злится и кричит, он кричит так, как кричал бы на кухне на своего оппонента. Но не как с трибуны на митинге. В кино как нигде работает сдержанность эмоций. Гораздо эффектнее будет не реветь в три ручья, а «сдерживать слезы», не орать во все горло, а «сдерживать крик», не размахивать кулаками в ответ на оскорбление, а «сдержать обиду», сжав кулаки.

АЛЕКСАНДРА БУТОР. "НЕ ИГРАЙ - ЖИВИ!" СЕКРЕТЫ РАБОТЫ АКТЕРА КИНО
Кадр из спектакля «Поезд в Голливуд». Киношкола «Территория кино», 2015 год

Это ощущение «разговора на кухне» можно и нужно тренировать. Попробуйте очень простое техническое упражнение с партнером. Возьмите пару реплик обычного бытового диалога:

- Можешь одолжить мне денег?
- Извини, у меня нет.
- Я так и знал. Спасибо!

и попробуйте проговорить его на разных расстояниях от партнера. Станьте к партнеру лицом к лицу. Не думайте о задаче, просто почувствуйте расстояние, на которое вам нужно послать голос, чтобы партнер вас услышал. Естественно. Не добавляя лишней энергии. На близком расстоянии в сантиметров десять это будет почти шепот.

АЛЕКСАНДРА БУТОР. "НЕ ИГРАЙ - ЖИВИ!" СЕКРЕТЫ РАБОТЫ АКТЕРА КИНО
Кадр из спектакля «Поезд в Голливуд». Киношкола «Территория кино», 2015 год

Отойдите друг от друга в противоположные концы комнаты. Повторите диалог. Теперь, чтобы партнер вас услышал, вам нужно произнести реплику в голос. Но удивительно - даже если вы оставите почти тот же уровень подачи полушепотом, который был на близком расстоянии, партнер вас услышит. При условии, что в комнате тихо. Вот видите? Нет смысла добавлять громкости, если человек слышит вас и при более слабом посыле.
А теперь пусть ваш партнер выйдет за дверь. Отправьте ему реплику так, чтобы он услышал. Не сильнее.
А теперь отправьте реплику в окно соседнего дома. Как будто ваш партнер там. Ищите естественный полет голоса именно на такое расстояние, чтобы вы могли дозваться человека на заданном расстоянии. Интересно, что в таком естественном посыле голоса, подтексты в репликах у вас появятся сами собой.

Это хорошее упражнение для того, чтобы почувствовать – не стоит добавлять посыла там, где актер находится рядом с вами. В реальной жизни мы не просчитываем в голове расстояние до человека, с которым говорим, это происходит естественно. Но в кадре мы как будто заново учимся ходить, говорить, смотреть, слушать. Почему так происходит? Потому что когда на нас смотрят (в том числе, камера), мы интуитивно начинаем себя оценивать, хотим понравиться.

АЛЕКСАНДРА БУТОР. "НЕ ИГРАЙ - ЖИВИ!" СЕКРЕТЫ РАБОТЫ АКТЕРА КИНО
Кадр из спектакля «Поезд в Голливуд». Киношкола «Территория кино», 2015 год

Начинающие актеры очень волнуются перед камерой. Зажимаются и потому часто «перебирают» в эмоциях. Им хочется сыграть «как можно лучше». Они отвлекаются от партнера, когда говорят свой текст и уж тем более не слушают другого актера в ожидании своей реплики. Выглядит такая работа неорганичной. Зритель вам не верит. А ведь кино – это «как в жизни». И этого дыхания жизни нужно добиваться.

Как это сделать? Забыть о камере. Забыть о съемочной группе, которая расположилась вокруг и устремила на вас взгляды. Забыть о технике, которая расставлена вокруг вас. Забыть обо всем на свете. Кроме своего партнера. И вашей цели по отношению к нему. Кто он? Ваш друг? Ваш враг? Что вам нужно от него? Уничтожить? Завоевать любовь? Как найти к нему подход здесь и сейчас? Что в нем вам нравится в эту минуту? Что отталкивает? В чем он одет? Удобна ли его одежда? Упала ли на глаза прядь волос? Нет ли соринки на костюме? Какого цвета у него глаза? Они достались ему от папы или от мамы? И так далее. И вы растворитесь в партнере полностью, окончательно забыв о себе и той технической части, которая вас окружает. А дальше ваши глаза отразят все, что у вас на душе. Если вы по-настоящему чувствуете момент, ваши глаза сделают все за вас. И «помогать лицом» не придется.

АЛЕКСАНДРА БУТОР. "НЕ ИГРАЙ - ЖИВИ!" СЕКРЕТЫ РАБОТЫ АКТЕРА КИНО
Кадр из спектакля «Поезд в Голливуд». Киношкола «Территория кино», 2015 год


Будьте искренни! Будьте здесь и сейчас! В данной ситуации, с тем, кто рядом с вами. Будьте честны в кадре, и вы увидите потрясающие результаты на экране!

Фотограф: Евгения Налецкая


Александра Бутор