Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

Правда об обиде, ложь о прощении

Часть I

Сегодня с Facebook пришло приглашение на очередной вебинар «Прости, отпусти, не обижайся». Ну, вы знаете, вам такое тоже приходит:

«Все наши боли и травмы - есть остановленная Энергия Любви!

Он-лайн встреча о Прощении! Исцеляющий от обиды процесс для всех желающих… позитиff,.. божественная сила… Психолог в пятнадцатом колене Инесса Антизайская».

Обычно за подобное я подвергаю приглашающих немедленному расфренду, но сегодня хочу сказать товарищу Антизайской большое спасибо –давно обещанная редактору статья напросилась сама собой. На тему обиды-прощения из нашей пишущей психологической братии не говорил уже разве что самый ленивый. Повторяться мне не хотелось, поэтому я тянула со статьей несколько месяцев. А сегодня благодаря «психологу в пятнадцатом колене» я наконец увидела эту тему с совершенно иного ракурса…  

Так вот, братья и сестры в психологии… Хотя, психологией тут и не пахнет. Товарищи типа Антизайской – это те, кто прочел пару книг Ошо плюс еще несколько брошюр по «саморазвитию», где обстоятельно и с многочисленными доказательствами объясняется, что «негатив» - это плохо… А по прочтении товарищи прозрели и решили, что готовы Учить.

Впрочем, даже не в этом суть. Братья и сестры в чем бы там ни было, вещающие на тренингах, вебинарах и мастер-классах о «магической силе прощения», то, чем вы занимаетесь, это плагиат. Иисус сказал это еще 2000 лет назад!!! Об этом читали или хотя бы слышали краем уха исключительно все.  

Только вот что делать, если вы уже и правую щеку подставили и левую, и промеж глаз получили, и «двоечку в печень» стерпели?

Как это – «простить»?

Как это, черт побери, сделать «технически»?

Где нужно нажать кнопку, сколько свечей поставить, сколько поклонов отвесить, кому «Ку» сказать, чтобы отпустило чувство несправедливости, чтобы ушла горечь?

Не сказано этого в Библии, я проштудировала не один раз. Может, Учитель и оставлял комментарии, да ученики то ли не поняли, то ли не записали. Хотя, вряд ли, евреи – народ аккуратный и старательный. Да и сам Иисус не всегда придерживался своего совета. Помните, как он поступил с Агасфером – Вечным Жидом? Несчастный был осужден на вечное скитание по земле до Второго пришествия и вечное презрение со стороны людей – как и Каин. Но Каин-то братоубийца! А Агасфер всего лишь отказал Иисусу в просьбе прислониться к стене его дома из страха перед римскими солдатами! А кто бы, скажите не милость, не испугался?

В общем, хотя ни в Библии, ни в любом другом «руководстве по эксплуатации души» ничего не говорится о том, как именно нужно прощать, я искренне завидую православным батюшкам. На любые «жалобы клиентов», которым жестоко изменили, нанесли чудовищное оскорбление, которых безжалостно предали, коварно обманули, они могут, ссылаясь-де на высшие инстанции, просто сказать: «А ты прости, сын мой, врагу своему, аки Господь нам прощает».

Я же, будучи психологом, позволить себе такого не могу. Мне, в отличии от РПЦ, не государство платит, и моим пациентам за их собственные деньги нужен результат, который они желают получить не после смерти, а в текущей реальности. Они хотят жить без неврозов, бессонницы, мигреней, экзем, навязчивых мыслей и других «побочных эффектов» обиды СЕЙЧАС. И если я на их просьбы о помощи буду давать советы «просто простить», во-первых, меня пошлют к чертовой матери и будут совершенно правы, а во-вторых, я окажусь шарлатаном, так как я и сама не умею прощать «просто», и вообще не знаю ни одного человека, во всяком случае, лично, который обладал бы этим магическим скилом. Однако это вовсе не значит, что мы вынуждены смиренно страдать.

 Но давайте разберемся по порядку…

Во-первых, обиды бывают разные.

  Обида, как аффект, то есть как острое кратковременное переживание, сопровождаемое специфическими телесными ощущениями – абсолютно нормальное явление. Мы никуда от нее не денемся, она будет каждый раз возникать в ответ на неприятные столкновения с реальностью, которая, порой, оказывается куда хуже наших ожиданий.

Любой аффект вступает в действие при критических (с точки зрения сознательного) условиях, когда реальность резко отличается от ожиданий, и человек не может найти адекватный выход из ситуации, к которой он не был готов. Аффект очень тесно связан с инстинктом, можно сказать, что он обслуживает инстинктивное поведение. То есть, когда мы совершенно выбиты из колеи, и наше сознание не знает, как поступить, мы действуем так, как это делали наши первобытные предки.

Вообще аффект вызывает всего три реакции: беги, сражайся, замри.

Обида вызывает именно замирание, она стопорит энергию, которая могла быть потрачена на другие цели. Но, несмотря на это, обида все же вещь полезная.

Ее положительное свойство заключается в том, что она позволяет четко осознать границы между реальностью и фантазией, между Я и Другим. При этом Другим всегда оказывается близкий. Нарушение границы чужими вызывает, скорее, страх (призыв бежать) или гнев (побуждение сражаться).

Нарушение границ близкими вызывает обиду и заставляет замереть, погрузиться в себя. Нет другого такого чувства, которое столь же четко дает нам осознание своей «отдельности», как обида. Соответственно, «замерев», мы погружаемся в себя, осознаем, что Я, собственно, заканчивается там же, где и наше тело, что Другой не является продолжением Я. А, следовательно, он может думать, действовать иначе, чем мы полагали. Он может иметь иные цели, желания, устремления, взгляды, нежели наши собственные. Близкий (в большинстве случаев, хотя, бывают  исключения) навряд ли хотел нас обидеть тем, что не встретил с работы, не убрал за собой посуду, сказал не то, что мы хотели услышать и т.д. и т.п.

Например, очень сложно мне было донести до одной женщины, что ее муж вовсе не ей назло, не из неуважения к ней и не из-за вероломного коварства «разбрасывает» по комнатам вещи (вместо шкафа вешает на спинки стульев), «разводит грязь на кухне» (оставляет посуду на столе) и все «делает лишь бы отвязаться» (забывает протереть плиту, если сам наводит порядок после семейного ужина). Просто у них – дочки интеллигентов в четвертом поколении и деревенского парня, так сказать, изначально разный уровень понимания «бардака». У них в квартире и так чище в десять раз, чем в родительском доме мужа. Он искренне не понимает, за что его пилят, когда он и так убрал разбросанные носки, как просила супруга. Она столь же искренне негодует по тому поводу, что нужно отдельно прояснять вопрос с рубашками.

В норме такие маленькие бытовые обиды решаются очень просто. Мы понимаем, что представления наших близких о порядке, о дозволенном и недозволенном в отношениях, поведении, речи отличаются от наших собственных, и либо просто доносим в виде вежливой просьбы наши пожелания, либо понимаем, что удовлетворить нашу потребность близкий действительно не может, и решаем вопрос как-то по-другому. Например, та самая женщина, муж которой не мог поддерживать нужный ей уровень порядка, в конце концов наняла в качестве домработницы соседку-пенсионерку. И обошлось ей это всего в 200 рублей в час два раза в неделю. Забавно, что муж ради экономии, чтобы не платить больше положенных 200 рублей, стал убирать за собой. Еще один полезный аффект – жадность, научил его видеть разбросанные вещи. А как иначе? – жадность-то своя собственная, а обида – жены.

В общем, обида, как аффект – явление в высшей степени здоровое, к неврозу не приводящее и служащее нам во благо. Она позволяет отделить реальность от фантазии, она позволяет узнать настоящую жизнь, настоящих близких, настоящих себя. А когда мы ясно осознаем, на какой планете мы живем, вместо того, чтобы трусливо прятаться в розовые фантики собственных фантазий, у нас появляется выбор стратегий и возможность: либо максимально приспособиться к существующим обстоятельствам, либо самостоятельно создавать обстоятельства новые (не ожидая, что кто-то бросится это делать за нас).

Возвращаясь ненадолго к товарищам «тренерам личностного роста», которые утверждают, что от обиды, гнева, стыда и т.д. нужно и можно избавиться насовсем, нужно сказать, что подобные заявления – не только глупость космического масштаба, но еще и столь же космическая гордыня. Это становится ясно, стоит лишь на минутку задуматься: неужели Природа/ боги/ Абсолют (как вам будет угодно) над нами поиздевались или попросту напортачили, снабжая нас определенными вегетативными реакциями, нейропептидами, эмоциями, обслуживающими инстинкт? Ужель мы умнее и мудрее Природы, ужель наша мораль выше, нежели у богов, раз они вложили в наши души столько всякой непотребной несусветицы?

 

В следующей части статьи мы поговорим об обиде, как о чувстве. Это, в отличии от аффекта, уже совсем другая обида, способная, и правда, довести до болезней, испортить жизнь на долгие годы и лишить нас малейшего шанса на получение удовольствия.

Поэтому, продолжение следует…

С верой в Вас и Ваше лучшее настоящее,

Александра Сергеева 

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения