Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

Прогулки по Барселоне в тени Гауди

Когда мы путешествуем, мы являемся самыми настоящими зрителями, мы созерцаем природу, культуру, общежитие, людей так, как будто для нас на сцене временного кусочка в пространстве сцены с представлением другой страны разыгрывается спектакль, автором которого являемся мы сами.

Несколько раз я была в Испании. Люди, шум, запахи, привычки, цвета, температура воздуха, море, океан, горы, равнины, оливы, апельсины, миндаль, архитектура, искусство, музыка, танец, песня, - все-все завораживает в этой стране. Кажется, что Испания живет какой-то мистической энергией дуэнде, о котором Гарсиа Лорка писал как о таинственной, демонической силе, овладевающей человеком и заставляющей его выйти за пределы собственного «я», ввергая его в мир магии и безумия. Но это Испания. А речь пойдет о Барселоне.

Барселона – это первый город в Испании, который я посетила. И с тех пор у меня есть одна неразрешенная задачка, для которой я не могу пока найти ответа: я никак не могу понять, нравится ли мне город или нет.

Я не думаю, что при ответе на этот вопрос можно руководствоваться размышлениями о вкусе. Кант писал, что чтобы определить, прекрасно ли нечто или нет, мы соотносим представление с субъектом и испытываемым им чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения.

Если соотносить мое представление о Барселоне с чувством удовольствия или неудовольствия, то получится каламбур. Мое представление о Барселоне вызывает у меня чувство неудовольствия, но при этом, Барселона мне нравится, но нравится не так, чтобы «Ах!», а как-то по-другому.

Для того, чтобы распутать клубок личных ощущений, проведем небольшое расследование.

Когда я прилетела в Барселону, я услышала странные фонемы, которые сливались в слово «Гауди». Ударение нужно ставить на последний слог, потому как каталонский язык, на манер французского, по общему правилу ударение ставит именно на последний слог. Мои первые прогулки по Барселоне были наполнены весьма странными событиями. Мужчина из Литвы, который устраивал шоу мыльных пузырей для детей, навязчиво пытался установить со мной контакт и пригласить на увлекательные секс-экскурсии и эротические представления в театре, где за 80 евро зритель превращается в актера. Спасла меня от общества белокурого голубоглазого и очень говорливого кавалера семья из Башкирии.

В другой день я пыталась посетить музей Пабло Пикассо, нашла здание, где было написано «Museu Picasso de Barcelona», но я обошла здание несколько раз в одну сторону и несколько раз в другую сторону, и не нашла входной двери. Пикассо и вправду дьявол.

Через несколько лет при повторном путешествии в Барселону мне не удалось попасть на гору Тибидабо. На глазах ушел последний вагончик фуникулера - единственный путь в гору.

Я очень хотела погулять по Парку Гуэль, но прождала полтора часа, когда появятся билеты, а билеты так и не появились. Вернее, они появлялись целых три раза, но я не успевала их купить.

Еще бы не испытывать амбивалетные чувства по отношению к Барселоне. Но не все так просто.

Мне повезло прочитать книгу Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра». События романа происходят в Барселоне. Автор описывает очень много таинственных, пугающих, значимых и атмосферных мест, где проходит жизнь героев романа – обычных жителей Барселоны. Но только описание совсем не яркое и вдохновляющее. Серость, страх, отчаяние, тайны франкистской Барселоны. И я даже как будто нащупала опору своим собственным туманным мыслям о Барселоне.

Попробуем найти некоторые ответы на загадки, обратившись к творчеству Антонио Гауди.

Несмотря на неудавшуюся попытку пройти в Парк Гуэль, все же краем глаза мне удалось запечатлеть в сетчатке взора мозаичность и яркость Парка.

Гауди строил Парк по заказу крупнейшего предпринимателя, своего патрона Эусебио Гуэля.

Разработка проекта началась в 1899 году. Полностью работы были завершены к 1914 году.

По замыслу архитектора необходимо было максимально сохранить природный ландшафт, ведь Гауди славился своим почтением к природе, особенно, к природе родной Каталонии.

Бывали случаи, когда он решал построить лестницу вокруг сосны вместо того, чтобы спилить сосну. Как говаривал архитектор, лестницу он соорудит за три недели, а для того, чтобы выросла сосна, потребуется 20 лет. Так, планировочным решением, позволившим не срезать глубоко грунт, но в то же время, сгладить склоны, стала система виадуков.

Парк украшен множеством фигур, скульптур змей, ящериц, драконов. И очень много витиеватой и яркой мозаики. Среди рабочих были распространен анекдот о сотворении керамической мозаики. Сначала скамью, ограды парка обклеивали плиткой, а потом эту плитку разбивали, и клеили уже осколки.

 

Прогулки по Барселоне в тени Гауди

Еще одним незавершенным творением Гауди был Собор Святого семейства (Templo de la Sagrada Familia).

 

Прогулки по Барселоне в тени Гауди

Очертания Храма очень напоминают силуэты каталонских гор, где расположен Монастырь Монсеррат.

Прогулки по Барселоне в тени Гауди

Архитектура храма невероятно динамичная, как будто это живой организм со своим дыханием, ритмом, жизнью. Кажется, что в Храме нет ничего застывшего, только движение, как будто камень подвластен ветру и его голосам. Если обойти собор вокруг, то архитектура меняется. Потому что и архитекторы меняются.

Гауди начинал строительство Храма, это было делом его жизни. Храм не достроен до сих пор, потому что строительство идет исключительно за счет средств прихожан.

Гауди при жизни сам очень много жертвовал на строительство. Большая часть вознаграждения, которое получал Гауди за свою работу, он отдавал на строительство Саграда Фамилии. Гауди мог не есть, бывало, что его ученики, когда мастер не появлялся на площадке, шли к нему домой и откармливали художника, в то время как он собирался уже умирать. Деньги были ни к чему Гауди, они нужны были Храму.

Создается ощущение, что Гауди и его архитектура создают мифологическую вуаль города, хотя не так уж и много произведений Гауди в Барселоне.

Наша прогулка подходит к концу, но ответ на поставленный в начале вопрос до сих пор не найден. Барселона открывает много тайн, но и забирает с собой секреты, которые мы храним в себе. Не так явно и не с такой горячностью, как остальная Испания, но тень Барселоны отбрасывается на впечатления. Барселону невозможно забыть, ее можно только изучать и впитывать истории, как будто погружаешься в грезы сновидения, в орнаменты цветов, в чешую дракона, что сотворены фантазией Гауди. Приключившиеся странности как будто бы случились не со мной, но они раскрасили тень Барселоны нелепостью и глупостью. Но основные краски кроются глубоко в истории, судьбе, архитектуре и атмосфере города. Возможно, удовольствие представляет не столько сам город, сколько фантазии о нем и поиски ответов. Кто знает, о чем эти ответы…

Путешествия – прекрасный способ приблизиться к себе!


(фото Андрея Мелкозерова)

Олеся Дубровских