Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗЕ РЕБЕНКА В ИСКУССТВЕ

Много сейчас можно слышать о том, как тяжело с детьми в условиях самоизоляции. Мне стало интересно, всегда ли было легко с детьми, или жалобы взрослых стали усиливаться только в последнее время. Сложно сказать, но зато можно обратиться к искусству для проведения небольшого расследования.
Как-то давно меня удивило обращение Франсуазы Дольто к истории живописи. Она пишет: «С XV по XVIII век неизменным элементом живописи была маскировка ребенка под взрослого». «Они [дети] отличаются от взрослых только ростом» (Ф. Дольто говорит о картине Брейгеля «Сатирическая школьная сцена»).
 

ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗЕ РЕБЕНКА В ИСКУССТВЕ
Рис. 1 Питер Брейгель, «Сатирическая школьная сцена» Источник 


В Эрмитаже мой взгляд поймала картина Луи Леопольда Буальи «Бильярд», 1807 год:
 

ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗЕ РЕБЕНКА В ИСКУССТВЕ
Рис. 2 Луи Леопольд Буальи, «Бильярд». Фото автора.


На картине мы видим детей. Но они какие-то разные. Больше всего внимание привлекла фигура мальчика, который сидит на корточках. Он как будто сын какого-то великана, большой, абсолютно непропорциональный и совершенно не вписывающийся в общество взрослых. Левее шею тетушки также обвила маленькая девочка, которая по своим размерам явно непропорциональна утонченным взрослым или тем детям, которые на картине хотя бы как-то по внешнему виду (одежда, прически, манеры) идентифицированы со взрослыми, находятся в кругу общения взрослых, действительно являются как будто бы уменьшенными копиями взрослых.
Картина передает некоторое отчуждение между миром детей и миром взрослых, которые только в хронологическом времени и пространстве находятся вместе, объединенные сюжетной линией – игра в бильярд. Но разная манера написания детского мира, разнообразного и совершенно непонятного и не могущего быть понятым, и взрослой жизни натолкнули меня на идею того, возможно ли пересечение этих миров, или все же и в настоящее время возможно говорить о некоем препятствии, которое мешает родителям, взрослым, быть рядом с детьми.
Франсуаза Дольто пишет, что в XVII – XVIII веке ребенок воспринимался как некоторая вещь. Смерть ребенка даже не озвучивалась через горе, утрату. Как будто не стало какой-то вещи.
Фрейд в статье «Введение в нарцизм» (а это уже, заметим, начало XX века) пишет удивительные строки: «Рассматривая отношение нежных родителей к своим детям, необходимо понимать его как оживление и воспроизводство собственного нарцизма, от которого они давно отказались».
К моему удивлению, оказалось, что в окружении, которое близко мне, ребенок чаще всего воспринимается как некоторая дань обществу, как будто бы долг перед требованием социума выполнен, ребенок рожден в полной семье, а потом его можно отдать на воспитание, например, родителям или нянечкам, а у самих родителей жизнь продолжает идти таким чередом, как будто и нет ребенка. Достаточно часто встречается тезис: «Отпуск надо проводить без детей, с ними итак устаешь».
В условиях, в которых приходится человеку жить сейчас, когда детям даже в школу учиться запрещено ходить, могут происходить какие-то существенные подвижки в восприятии детей, в смысле, который ребенок несет своим появлением на свет.
Вероятно, сейчас еще рано подводить итоги, поскольку многое возможно понять и принять спустя какое-то время. Пока еще никто не знает, какой будет «la realidad nueva» (новая реальность, как говорят в Испании). Но уже можно обращать внимание на какие-то изменения, на то, что же именно будет означать «быть рядом» или «быть далеко», «не контактировать». Чем будет являться любовь и близость по итогам пандемии? Серджио Бенвенуто (итальянский психоаналитик) писал: «По сути, эпидемия отменяет общепринятое мнение: если я люблю своих сограждан, своих близких, я должен обнимать их, целовать или прилипнуть к ним, как сардины в банке… Сегодня я проявляю свою любовь к другому посредством того, что держу его на расстоянии». При этом, позволю себе уточнить мысль Серджио: держать на расстоянии не равно быть далеко.
Обязательно нужно понаблюдать за тенденциями развития искусства во времена, которые наступят после пандемии.
Сейчас пока одной из первых звездочек стали новые работы Бэнкси. Давайте посмотрим.
 

ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗЕ РЕБЕНКА В ИСКУССТВЕ
Рис. 3, Бэнкси, Врач-супергерой. Источник


Большой по своим пропорциям ребенок держит в руках одного из самых значимых сейчас героев – врача. Ребенок рядом со взрослым, но не просто рядом, а поддерживает его, вытаскивает из мусорной корзины бытийного существования.


Берегите друг друга!

Олеся Дуброских

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения