Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

РЕБЕНОК И МУЗЕЙ

«Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра», и я побежал и спрятался под столом.
Очень часто мне задают один и тот же вопрос: «Как приучить ребёнка к музеям? Как сделать так, чтобы искусство стало частью его жизни? Что делать, если ребёнок не хочет идти в картинную галерею?»

ЕЛЕНА АКИМОВА. РЕБЕНОК И МУЗЕЙ


Следующий цикл наших статей будет посвящён дружбе ребёнка с искусством, и, как обычно, предлагаю создать где-то на рабочем столе уютную папочку, потому что из отдельных мазков постепенно соберётся полная картина.
В бытность мою преподавателем английского – сколько жизней мы проживаем за одну, не такую и длинную, нашу… а я скажу сколько. И зачем столько, тоже расскажу. Чуть позже, когда с искусством закончим. Была у меня тогда ученица, чудесная девчонка, любила всё, что угодно, только не английский. И каждый урок начинался с того, что смотрела на меня грустными глазами и вздыхала:
- Как Вы, Елена Евгеньевна, сложно спрашиваете!
Часто её вспоминаю. И этот её вздох – тоже.
Перед тем как приоткрыть тяжёлую дверь в тишину старинного музейного здания, давайте остановимся. И скажем себе: «Как Вы, Елена Евгеньевна, Роза Владимировна, Нина Ивановна (подставьте своё имя и обратитесь к себе очень-очень серьёзно), сложно спрашиваете!» Просто на минуточку вспомним, что рядом с нами - ребёнок, который пока воспринимает этот мир совсем по-другому. Здорово, что в его реальности есть палки, как ценность, лужи, как образ жизни, сломанная машинка, как повод для творчества. И если нам хочется большего, то это большее нужно под эту реальность несколько адаптировать. 
Мы рассмотрим разные способы.  Ищите, какой лучше подойдёт вашему ребёнку, пишите о том, как сработало, и о том, какие ноу-хау открыли на этом интересном и необычном пути. Сразу оговорюсь, не все способы подойдут каждому ребёнку – дети разные. Поэтому очень интересно познакомиться с вашим опытом.
Помните, в сказке «Репка» курочка пообещала деду с бабкой снести простое яичко, не золотое. Потому что эти двое, прожив долгую голодную жизнь, не знали, что с золотыми яйцами делают. С обычным знали, как поступить. А любоваться изделием Фаберже – глупость какая! Сыт от этого не будешь. Тонкое восприятие мира нужно воспитывать. Поэтому наш основной постулат: любовь ребёнка к искусству – ответственность родителей. Будем эту любовь проращивать, пестовать и укреплять. А готовиться к визиту в музей с ребёнком начнём заранее.


Начну с общих рекомендаций.
1. Никогда не идите с ребёнком просто в музей или на выставку. Пока вы будете любоваться картинами, он будет откровенно скучать. Не хотите получить обиженного нытика или воспитанного молчуна, который в жизни больше в музей не пойдёт – пожалуйста, выбирайте внимательно, куда вы вместе пойдёте. 
2. Если вы можете провести в Новой Третьяковке несколько часов, ребёнок не может. Не затягивайте свой визит до тех пор, пока стоит на ногах. Заканчивайте осмотр на пике эмоций ребёнка, чтобы, выйдя из этого сложного места, он сам продолжал говорить о своих впечатлениях.
3. Не так важно, чтобы искусство соответствовало возрасту. Это я, наверное, криминал говорю, искусствоведы не поймут. 

ЕЛЕНА АКИМОВА. РЕБЕНОК И МУЗЕЙ


Есть условное направление живописи «картины для детей». В первую очередь это сюжеты с детьми, игрушками, домашними животными,  сказочными персонажами, фантастическими городами. Можно начинать с них. Но необязательно. Моя племяшка в детстве пыталась всех этих персонажей снять с картины в свой маленький кулачок. Понимаете, о чём я – для ребёнка картина это что-то совсем другое. Другой мир. Поэтому мы на нормальную взрослую выставку с ребёнком пойдём. Просто сделаем это не совсем обычным образом.
Следующая рекомендация - №4 – готовиться к совместному визиту дома. Сюда относится выбор выставки, построение маршрута и подготовка ребёнка.
Предположим, что наш выбор упал на выставку картин Ивана Ивановича Шишкина. Маршрут можно составить, посетив её заранее или по анонсам в СМИ, не так важно. Для составления маршрута нам нужно выбрать 5-10 картин, на которых мы остановим внимание нашего ребёнка. Помните формулу 7±2? Это количество объектов, которыми единовременно может оперировать сознание взрослого человека. Берём с запасом.
С учётом возраста ребёнка я выбрала десять картин: «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещённые солнцем», «Уголок заросшего сада. Сныть-трава», «Дуб, освещённый солнцем», «Туманное утро», «Мухоморы», «Старый валежник», «Дети в лесу», «Полдень. Этюд 1886», «Портрет И.И. Шишкина» работы И.Н.Крамского.
Они расположены в разных залах выставки, и я зарисовала себе их примерное расположение – нам это пригодится.
Как вы думаете: как можно подготовиться к визиту, имея эти данные?
До встречи в следующем выпуске журнала «ТАКт»,  с нетерпением жду версии.


Вечно сложно спрашивающая, но дающая совершенно волшебные ответы
Ваша Елена Акимова

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения