Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

РЕБЕНОК И СКАЗКА

Когда у меня вышла книга «Приключения Кыша и его друзей», меня одна мамочка испугала. Пишет мне в фб:
- Елена, с удовольствием читаем Вашу книгу, очень нравится, много смеёмся, с огромным удовольствием читаем. Только мне кажется, мой сын не всё понимает.
Я так удивилась – книга детская, что там можно не понять, осторожно спрашиваю:
- А сколько лет Вашему мальчику?
Угадаете, что мама ответила?
- Шесть месяцев.

ЕЛЕНА АКИМОВА

Сказки в жизни ребёнка появляются очень рано, практически сразу после рождения, вместе с колыбельными и баюльными. Мы выбираем то, что нравится нам самим, развивая у ребёнка умение слушать, развивая его эмоционально. Первыми в его жизнь приходят короткие сказки, как правило, сопровождающиеся движением: «Ладушки» и «Сорока-воровка», «Баран-буки» и «Коза рогатая».
Вторыми, особенно, если ребёнок с трудом засыпает, русские народные сказки с многочисленными повторами, которые как реченька журчат, навевая сон. Хороший пример - «Петушок и бобовое зёрнышко», где, чтобы спасти петушка, подавившегося бобом, курочка вынуждена идти к хозяйке за маслицем, к корове – за молоком для хозяйки, к косарю – за травой для коровы, к кузнецу – за точилом для косаря.

Отличие сказок от литературы всех остальных жанров - они приходят первыми, от самых важных людей в жизни и повторяются огромное количество раз. Поэтому сказки играют огромную роль, участвуя в формировании мировоззрения и эмоционального интеллекта ребёнка.

ЕЛЕНА АКИМОВА. РЕБЕНОК И СКАЗКА

Давайте попробуем заглянуть по ту сторону сказки – что, кроме очевидного, скрывается в знакомых с пелёнок сюжетах.

«Репка»
Чему учит? Что хорошее воспитывает в детях?
Дружба, взаимопомощь, хорошие отношения в семье, каждый важен, даже самый маленький и незаметный играет значимую роль. Каждый новый герой быстро приходит на помощь.
Прекрасно.
Типичная сказка эпохи коллективизма с командными ценностями.
С другой стороны?
Взрослый дед, всю жизнь работающий на огороде, не может репу вытащить. Правило рычага не знает, не будь у него большой семьи, отступился бы?

«Колобок».
Неоднозначная сказка.
Колобка хочет съесть каждый, кого он встречает на своём пути. Чему учит эта сказка?
Не доверяй никому, не разговаривай с незнакомыми, вокруг опасности, каждый встречный может съесть.

«Курочка Ряба».
Целую сказку дед и баба пытаются разбить золотое яичко. Зачем? Неужели действительно Фаберже делал свои шедевры, чтобы их разбили?
Когда голодно, нет ценности в шедеврах искусства, простое яйцо гораздо лучше и ближе. Еда - главная ценность.

Одна из особенностей русских народных сказок: Иван тоскует на лавке, а Василиса Прекрасная делает дела по ночам при помощи волшебной силы. Или не Василиса, а щука. Или не щука, а Сивка-бурка. Волк, на худой конец.
Жизнь тяжёлая, думать не хочется, но очень хочется волшебного помощника.

Другая особенность – жестокость и силовое решение проблем: «Мой меч – твоя голова с плеч».
Эти сказки складывались в период постоянных войн и междоусобиц, армейской службы длиной в четверть века, сказки формировали понимание, что с чудищем биться нужно не на жизнь, а насмерть.

И вот все эти сказки, весьма ценные в своё время, приходят в жизнь современного ребёнка. Со всей своей однобокостью и перекосами.

Что с этим делать? Оставить как есть? Перестать читать?
Вы как думаете?
Пишите ваши версии в комментариях, а мы продолжим обсуждение в следующем номере журнала «ТАКт» в статье «Ребёнок и книги».

Также вы можете влиять на наполнение рубрики «Ребёнок и…», если напишете, о чём вам хочется прочитать:
«Ребёнок и … что»?

Елена Акимова

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения