Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

Республика Чечня как оплот исламской культуры в России

Республика Чечня как оплот исламской культуры в России

Чеченская республика вот уже не первый десяток лет не перестаёт удивлять и впечатлять не только темпами своего развития в области культуры, но и ростом религиозной культуры граждан.
Теоретически Чечня — хотя и является преимущественно мусульманской — неотъемлемая часть светской Российской Федерации, и в ней действуют те же законы и правила поведения, что и в любой другой республике РФ, на практике же эта северокавказская республика с населением 1,4 миллиона человек, живет несколько по иным правилам, что крайне интересно для культуролога-религиоведа.
Неоспоримый факт, что ислам играет ключевую роль в формирование культуры Чечни. Любое религиозное общество строит свою повседневную жизнь и повседневную культуру на своей религиозной традиции так было, есть, так и будет, на то она и традиция. Естественно, что повседневность отражается и на широком понимании культуры.
В силу многовековой адаптации к народной чеченской культуре, ислам в Чечне имеет свои особенные характеристики: терпимость к другим конфессиональным системам и либеральность.

Проникновение ислама в Чечню происходило постепенно. Полагают, что раньше других ислам приняло население исторической Ичкерии, то есть юго-восточной части Чечни (в верховьях рек Аксай и Хулхулау, приток реки Сунжа). Однако массовая исламизация населения и укоренение ислама в Чечне произошло в конце XVIII - первой половине XIX в., когда там началась активная народно-освободительная борьба против экспансии Российской империи. Первый этап этой борьбы связан с именем шейха Мансура (Ушурмы), предположительные даты жизни которого - 1760-1794. Он был родом из чеченского тейпа (патронимии) Элистанжхой и родился в селении Алды, имел жену и троих детей. Предполагают, что шейх Мансур получил образование в Дагестане. Его учителем был один из авторитетнейших муршидов (суфийских наставников), вероятно, Накшбандийского братства-тариката. Однако имя его учителя до сих пор неизвестно. По словам самого шейха Мансура, он получил право на проповедь и стал шейхом в 1783-м году. Его отличали величественный облик, ораторский дар, строгий аскетизм, соблюдение суфийской практики "уединения" (халва) и дар чудотворства. В своих проповедях он обличал "упорствующих в невежестве", выступал против пороков и кровной мести и призывал к единению всех мусульман. Под влиянием его проповеди даже пожилые люди совершали обрезание.
Начиная с 1989 года, ислам все шире и глубже внедряется в общественно-политическую жизнь Чечни. Этому способствовали внутренние изменения в Советском Союзе (курс перестройки, в частности, предоставил возможность всем конфессиям вести пропаганду религиозно-нравственных ценностей); крах коммунистической идеологии и структуры, ее поддерживавшей. Образовавшийся вакуум быстро заполнил ислам. Большую роль в этом сыграло развитие внутричеченских событий и российско-чеченские войны.
Однако, в последние годы в Республике приобрело распространения такое радикальное течение, как ваххабизм, которое изначально является чуждым для социального сознания чеченского народа.
Ислам в данное время представлен в Чечне, в основном, в виде суфийского (мистико-аскетического, праведного) течения и суннитского направления ислама, основанного на шафиитском и ханафитском мазхабах. Следует также отметить высокую религиозность чеченцев о которой мы уже упоминали выше, что активно проявляется в стремлении обращения к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и традиционных обрядов. Приметно, что активизация этого движения возрождения наблюдается, преимущественно, среди чеченской молодежи. В таком оживлении общественного религиозного сознания не последнюю роль сыграла и социально-политическая обстановка в Чеченской Республике.
Таким образом, внедрение в земли северного Кавказа такого вероисповедания, как ислам, способствовало созданию универсального религиозного феномена, соединившего в себе две диаметрально противоположные религиозно-мировоззренческие системы. И сегодня, ислам в Чечне - это самобытная форма религии, основанная на этнокультурных ценностях и традициях ее народа, содержащие в себе немало общечеловеческого и ценного, но и не лишенные доли консерватизма. Однако, в современном чеченском обществе именно религиозные традиции играют важную, порой решающую, роль в противодействии экстремизму.
В последние 20 лет много говорят о чеченских тайпах, появились соответствующие эксперты, раздающие свои комментарии. В целом, объяснение ситуации с институтом тайпов в Чечне неоднозначно. Этот социальный институт давно подвергся модернизации, перестал выполнять свои первоначальные функции. Социальное устройство чеченцев давно перестало основываться на родовых, тайповых отношениях (хотя они имеют некоторые сходные черты, но имеют и существенные различия). Чеченское общество, как и многие другие этнические сообщества, как в годы СССР, так и сегодня, подверглось урбанизации, модернизируется.
На основе тайповых отношений не решаются серьезные экономические, социальные, политические задачи внутри самого чеченского общества, хотя они оказывают определенное влияние при формировании клановых систем.
Социальное расслоение чеченцев подчинено законом дикого рынка, наблюдаемого на всем пространстве нашей общей страны. Расслоение огромное, условно его можно выразить в пропорциях: 2% - очень богатые, средний класс – 10 %, 82 % - бедные и нищие. По моим прикидкам – такова специфика стратификации, экономического благополучия населения республики, а точнее, его неблагополучия. У большего количества семей зарплат и других доходов едва хватает на еду. У них сегодня нет никаких шансов изменить нищенский образ жизни, улучшить свое благосостояние. И эта ситуация накапливает серьезный политический заряд.

 "Ты не один". Картина чеченской художницы Аси Умаровой
"Ты не один". Картина чеченской художницы Аси Умаровой


На мой профессиональный взгляд состояние культуры невероятно точно отражает мода. Именно через моду как социокультурный феномен мы и постараемся представить себе современную Чеченскую республику.
С тех пор как в Грозном в 2009 году открылся модный дом «Фирдаус», которым руководит дочь Рамзана Кадырова Айшат, в Чечне появляется все больше дизайнеров и местных брендов. Чеченцы называют происходящее модным бумом. Модниц чеченская одежда интересует больше, чем наряды из-за границы, потому что наши дизайнеры знают, что нужно чеченским женщинам. Они рисуют эскизы не только для продажи в магазинах, но и по индивидуальным заказам, и если женщина не соответствует стандарту 90-60-90, она может обратиться к дизайнеру и заказать понравившуюся модель своего размера.
Это главный секрет популярности чеченских модельеров. Чеченские дизайнеры не шьют вещи партиями, как делают магазины, они чаще шьют индивидуально.
Сейчас мы используем все технические возможности XXI века для привлечения внимания, и главный инструмент, конечно же, «Инстаграм». Эту платформу эксплуатируют визажисты, модели, фотографы. И людям кажется, что если они попали в эту среду, то все — корона на голове. В их глазах это легкий и быстрый доступ к славе. Делать тебе ничего не надо, не надо пять-шесть лет учиться, ты просто закинула пару красивых фотографий в инстаграм, пару неудачных или извращенных фоток — и всё: лайки, накрутка, подписчики, всем интересно, что ты за личность. Но проблема в том, что такие звезды быстро зажигаются и так же быстро гаснут. Потому что любая профессия требует много времени и сил, если хочешь быть лучшим. Мода на лайки в инстаграме пройдет, в профессии останутся те, кто прошел огонь, воду и медные трубы.

  Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week

Чеченские дизайнеры сейчас шьют не настолько закрытую одежду, как раньше. Их можно понять: они хотят расширяться. Они ведь могут постоянно работать только на одну аудиторию. Это неинтересно, смысла нет ограничивать себя, когда можно зарабатывать больше. Но при этом нельзя забывать о том, что у нас не носят открытое и короткое.
В чеченской семье, когда девушка выходит замуж, к ней приковано все внимание окружающих. Гости наблюдают, как она сервирует стол, соседи смотрят, во что она одета, всем интересно, какое у нее приданое и как оно было упаковано. Когда у нас не было стиральных машин, девушка стирала постельное белье вручную, и всем было интересно, как она его повесит: считалось, что это показывает, какая из девушки получится хозяйка. Для вайнахов всегда была важна эстетическая сторона всего, что они делают. А для эстета самое важное — это внешний вид. Поэтому сейчас, когда в чеченской девушки есть возможность, они окунаются в мир моды, дизайна, украшений. Есть известная поговорка — «по одежке встречают, провожают по уму», в Чечне же по одежке встречают, по уму разговаривают, а провожают тоже по одежке. В Чечне большинство дизайнеров работает без профильного образования; в Грозном для них есть только один колледж, и чтобы получить образование в этой сфере, наши девушки уезжают в другие города и страны. А так как менталитет не позволяет им ехать одним, то приходится уезжать целыми семьями, и родителям нужно зарабатывать, чтобы дать достойное образование своим дочерям. Поэтому чаще всего наши дизайнеры — это люди, которые научились шить у старших: шили их мамы, бабушки, тети, они росли в этом, их рожали чуть ли не за швейными. машинками.
Фигуры кавказских женщин резко отличаются от славянских и европейских стандартов. У европейских и славянских женщин фигура напоминает перевернутый треугольник, тогда как у кавказских женщин — обычный треугольник. Брюки на европейских женщинах смотрятся намного логичнее, потому что у них широкая талия, узкие бедра, ноги длиннее. У чеченских женщин талия уже — когда-то считалось, что талия должна умещаться в серебряный пояс, который передавался от бабушки к внучке. Даже сейчас, когда молодые чеченки предпочитают закрытую одежду, талия подчеркивается.
Мужчины в плане моды такие же капризные, как женщины, но я пока не видела мужских коллекций, кроме тех, что выдает Дом моды «Фирдаус». Для мужской моды требуется более серьезное оборудование — там не такие парогенераторы, которыми мы пользуемся, нужны большие профессиональные прессы, — хотя есть и свои, местные причины. Я как-то купила брату футболку по своему вкусу — яркую, с принтами. Брат посмотрел на подарок и сказал: «Роза, в следующий раз, пожалуйста, купи футболку без мультфильмов». Думаю, эта фраза применима ко всем мужчинам в Чечне: они не воспринимают внешний вид и яркость, как мы. Нам это в радость, а они более сдержанные, они главы семей, и у них другие ценности. Традиций и обычаев никто не отменял.
Мужская мода в Чечне будет развиваться очень медленно. В Чечне живут, соблюдая традиции, которым много лет. Внешний вид мужчины напрямую связан с ними.
Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week
Главная тенденция в чеченской моде сейчас — это религия. Многие женщины надели хиджаб. Нельзя сказать, что абсолютное большинство девушек укрылись с головы до ног, но это все-таки главный тренд последних лет. Особенно это касается людей, которые имеют отношение к сцене — это связано еще и с требованиями, которые выдвигают организаторы публичных мероприятий. Если сравнить с тем, что происходило на чеченской сцене 10 лет назад, мы увидим огромную разницу. Сейчас все выглядит намного скромнее. Артисты, певцы, актеры — это люди, с которых прежде всего берут пример, и рынок реагирует на это. В чеченских магазинах одежды большинство нарядов — длинные яркие платья, расшитые головные уборы. Чеченки одеваютя так не потому, что только хиджабы в магазинах продают. Наоборот, продавцы привозят то, что больше всего спрашивают. Всего несколько лет назад магазин исламской одежды в Грозном было очень сложно найти.
В последние годы исламская одежда стала популярной по той простой причине, что о религии можно говорить открыто.
При этом молодежь в Чечне такая же молодежь, как и во всем мире. У каждого свой вкус в одежде. Кто предпочитает классику, тот выбирает красивый хиджаб, в котором максимум два цвета. Кто любит более спортивный стиль одежды, тот сочетает длинные юбки с кедами или кроссовками. При этом платок не только не портит наряд, но и украшает его, если надеть соответствующим образом.
Если говорить о праздничной одежде, то, например, на свадьбах сейчас абсолютная мода на национальный стиль. В последнее время почти каждая невеста выбирает закрытое свадебное платье с национальным принтом и серебряным поясом. Спрос на традиционные наряды к праздникам так велик, что при чеченской филармонии открыли ателье для пошива спецзаказов. В одежде преобладает орнамент, вышивка, узоры в вайнахском стиле.

Республика Чечня как оплот исламской культуры в России Фото предоставлено пресс-службой Grozny Fashion Week
Вообще, религиозная тематика и желание вернуться к традициям очень заметны в том, как мы одеваемся, выглядим и ведем себя каждый день. Это видно даже по школьной форме. Например, девочки в подростковом возрасте уже не носят коротких юбок. В выпускных классах нет девушек, которые не носят хотя бы маленькую косынку на голове.


Тата Гавришева

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения