Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода. Взгляд культуролога.

Дагестан одна из самых привлекательных республик Северного Кавказа с точки зрения искусства и культуры на мой исключительно искусствоведчески-культурологический взгляд. Ну где ещё мы встретим такую невероятную концентрацию декоративно-прикладных промыслом причём совершенно разных направлений от керамики и вышивки до художественной ковки и ювелирного искусства. На протяжении веков Дагестан сохранял свои культурные традиции в малых и большых аулах теплилось искусство декоративно-прикладного искусства создаваемое руками людей, которые отдали своему делу всю жизнь, без остатка. Поверьте, я знаю о чём говорю, мастерство художников ручного труда особенное, оно проникнуто такой любовью и уважением к своему делу, что это вызывает неподдельный, совершенной искренний восторг.
Но как известно время не стоит на месте и Дагестан, как и многие другие республики меняется, но что характерно сохраняя и культуру, и свою самобытность, и все языковые диалекты драгинского языка! Дагестан сегодня это сплочённый народ, с чётким самосознанием, которое всегда готово проявится.
В любом прогрессивно развивающемся обществе и в традиционным, и в консервативном важное место занимает молодеж. Интерес дагестанской молодежи к моде, современному искусству во всех его проявлениях так же присутствует.
Национальная одежда народов Дагестана очень красивая. С этим никто не может поспорить. Хотя повседневную одежду и шили из простых недорогих тканей, и её не украшали драгоценностями, но и эта одежда была эстетически привлекательной и удобной. Дагестан насчитывает 72 народности. Представители каждой из них имеют свой собственный национальный костюм, который сложился исторически. На сегодняшний день нередки случаи, когда искусно изготовленные национальные убранства надевают старейшины на торжественные мероприятия. Их носят даже официальные лица. Горцы всегда вызывали уважение своей одеждой, и своим нравом. Платья все горянки носили длинные, свободного покроя и с длинным рукавом.  Различия были лишь в ювелирных украшениях,  в каких-либо узорах и орнаментах.

Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога.

Костюмы дагестанских мужчин схожи между собой и практически не отличаются от мужских костюмов других народов Кавказа. Национальное убранство состоит из рубахи, штанов, которые шьют из плотной ткани серого или черного цвета, и черкески (затянутого на талии длинного узкого кафтана без ворота с клинообразным вырезом). Верхняя одежда подобного плана может быть разной длины, а рукава расширены книзу. На поясе черкески раньше мужчины носили пистолет или кинжал. Мужской национальный костюм Дагестана имеет важную отличительную черту – папаху, которая является символом достоинства и чести. Сбить эту высокую меховую шапку с головы кавказского мужчины значило нанести ему оскорбление, а вот подарок дагестанцу в виде папахи был символом уважения и дружбы.
Традиционный костюм жив и это прекрасно, но всё же понятие мода, это несколько иное. Мода это то что мы видим здесь и сейчас причём в массовом проявлении.
Уже не первый год в Махачкале проходит Каспийская неделя моды. Этот говорит нам о том, что динамика культурного развития на лицо, мероприятие очень хорошо посещается и является имиджевым для республики.
Я предлагаю познакомиться с теми именами что знакому самим дагестанцам.
Вера Агошкина – один из первых дагестанских дизайнеров, президент Дагестанской Ассоциации моды, член Союза Художников России, а также участник и призер различных региональных, российских и международных конкурсов и показов в области Высокой Моды. Вдохновением талантливому дизайнеру всегда служил народный костюм. Национальный костюм от Веры Агошкиной – это настоящее произведение искусства, пропитанное неповторимым профессионализмом и стилем его создателя.

Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога. Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога. Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога.
Основатель «Школы молодых модельеров и дизайнеров Анны Джетере» по праву носит своё звание самого известного дизайнера Дагестана. Выпускники её школы участвуют в различных престижных показах и занимают призовые места. Анна внесла огромный вклад в развитие модной индустрии Дагестана.

     Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога. Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога.
Зада – основатель бренда GZ. Марка GZ – это эксклюзивная стильная одежда высокого качества. Зада Гасанова дважды становилась обладательницей Гран-при фестиваля «Кавказский стиль», а её коллекции были с восторгом приняты и заслужили похвалы самого Вячеслава Зайцева.

 Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога. Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога. Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога.
Будучи одним из первых дагестанских дизайнеров, Шамхал Алиханов основал свой дом моды «Шамхал» ещё в 1984 году. Бренд специализируется на мужской одежде, и его отличительной особенностью является элегантность и простота покроя с легким этническим налетом. Коллекции модного дома – постоянные участники различных показов, в том числе и недель высокой моды в Москве.

     Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога. Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога. Тата Гавришева. Современная культура Дагестана. Часть 1 - Мода.   Взгляд культуролога.

(фото предоставлены автором)



Тата Гавришева