Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

СЦЕНАРИСТ В КИНО

Не секрет, что основа успешного фильма – хороший сценарий. Хотя со стороны может показаться, что это всего лишь громкие слова. Ведь каждый второй у нас может написать отличный сценарий и не делает это лишь потому, что в киноиндустрию берут только своих и даже самое талантливое произведение со стороны никому не понадобится, не стоит и напрягаться. Так рассуждает дилетант. Профессионал знает, что хороший сценарий – дефицит мирового кинематографа. Хороший сценарий – это кропотливый труд. Хороший сценарий – это талант плюс работа, ежедневное исследование своих персонажей и их действий, переписывание истории раз за разом, оттачивание каждой сцены и каждой реплики. Сценарий выращивается из малой формы в большую.
 

АЛЕКСАНДРА БУТОР. СЦЕНАРИСТ В КИНО
Уроки по сценарному мастерству в киношколе «Территория кино» (Минск)


Работа над сценарием похожа на сотрудничество детектива и математика. Детектив исследует мотивы поведения героев и пытается выстроить причинно-следственную связь в истории. Математик строит схемы, чтобы события были уложены должным образом, с нарастающим сопереживанием зрителя, вели к кульминации и взрывались неожиданным, но логичным финалом, чтобы сцены занимали именно то время, которое им положено, а повороты случались на той минуте, на которой им следует случаться, чтобы удержать внимание зрителя. Создание сценария полнометражного фильма – это долгий, сложный и дотошный процесс. Выдерживают его не многие. Доводят до ума свои истории далеко не все. А соединяют талант с профессией и усидчивостью вообще единицы. Вот почему так мало хорошего кино в мире вообще, а не только в отечественном кино. Но! Если ваш сценарий сделан во всех отношениях замечательно, вы не просто имеете право им гордиться, но и можете рассчитывать на хороший гонорар и дальнейшую востребованность в своей сфере.
 

АЛЕКСАНДРА БУТОР. СЦЕНАРИСТ В КИНО
На съемках фильма «В личное пространство вход воспрещен» (авторы сценария – Александра Бутор, Юлия Гирель)
 
 
Что происходит со сценаристом, когда его работа над сценарием заканчивается, а начинается долгий и тяжелый период производства фильма. Как только сценарий запущен, автору полагается выплата гонорара. Это второй приятный момент после самой новости о том, что ваши герои обретут жизнь на экране. На этом ваша миссия может закончиться, и вы отправитесь домой сочинять новую историю, вдохновленный успехом.
 

АЛЕКСАНДРА БУТОР. СЦЕНАРИСТ В КИНО
На съемках фильма «В личное пространство вход воспрещен» (авторы сценария – Александра Бутор, Юлия Гирель)
 
Но возможен и другой вариант событий, менее радужный. Переписывание сценария в процессе производства. Такое часто бывает в коммерческом кино. К сожалению, это не самый приятный процесс для вас, как для автора. Ведь каждый шаг персонажей выверен и построен, каждое произнесенное ими слово имеет вес и значение. Когда в игру вступает продюсер, ваши персонажи, их реплики, их действия и взаимоотношения могут претерпевать изменения. Хорошо если продюсер грамотный и разбирается в драматургии. Тогда, возможно, его замечания пойдут на пользу вашему сценарию и фильму. Но в мире встречаются и не очень грамотные продюсеры, с которыми у вас начнутся конфликты. Какую тактику избрать, решать только вам. Либо вы киваете и соглашаетесь, либо сражаетесь и доказываете, что сюжет должен развиваться именно так и никак иначе. Но в таком случае вам нужно будет доказать это совершенно убедительно. Беда в том, что порой сценарист и продюсер говорят на разных языках, и доказать что-то человеку, который не понимает ни слова на вашем языке, очень трудно. Уходите с таких проектов, ни к чему хорошему это не приведет, только потеряете время и нервы.
 

АЛЕКСАНДРА БУТОР. СЦЕНАРИСТ В КИНО
На съемках фильма «Белые росы. Возвращение» (авторы сценария – Алексей Дударев, Александра Бутор, Юлия Гирель)
 
Если вы пишете сценарий по заказу, проблемы непонимания автора и продюсера могут разрастись до настоящей бойни. Чтобы этого не случилось, получите с продюсера четкое письменное задание, по которому будете работать. Обсудите и утвердите сначала малые формы: логлайн, синопсис, поэпизодный план, и только потом приступайте к полному сценарию. Проследите, чтобы в договоре между вами и заказчиком стояло ограниченное количество правок, которые он может внести. По ходу дела фантазия продюсера может так разыграться, что он заставит вас переписывать вашу историю годами, но так и не примет никакой вариант. Помните, что это работа и ваше время. Каждый ваш шаг должен быть прописан в договоре и вы и ваш заказчик должны это соблюдать. Столько-то правок на стадии заявки, столько-то на стадии синопсиса, столько-то на стадии сценария. Но это не кардинальные правки – ваш сюжет, утвержденный изначально и сконструированный по заданию продюсера, изложенному в письменном виде, не должен превращаться в совершенно посторонний новый сюжет.
 

АЛЕКСАНДРА БУТОР. СЦЕНАРИСТ В КИНО
На съемках фильма «В личное пространство вход воспрещен» (авторы сценария – Александра Бутор, Юлия Гирель)
 
Профессия сценариста – одна из самых сложных в кино. Но с другой стороны вы – автор нового мира, своей собственной Вселенной, вы придумываете истории, создаете людей, которые живут, действуют, чувствуют, сражаются и в которых зритель верит. Ради этого стоит напрячься и довести до конца хотя бы одну начатую идею.
 

АЛЕКСАНДРА БУТОР. СЦЕНАРИСТ В КИНО
На съемках фильма «В личное пространство вход воспрещен» (авторы сценария – Александра Бутор, Юлия Гирель)

Александра Бутор

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения