Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Так как выпуск очередного выпуска «ТАКТа» пришелся на мой честно заслуженный отпуск, я решила немножко схитрить. Вместо собственной статьи я сегодня представлю нашим читателям свою коллегу и подругу Екатерину Богданову.
В течении полугода мы вместе занимаемся проектом, посвященным неврозам: их причинам, выявлению истоков, характерологических особенностей людей, страдающих этим недугом, и конечно лечению. У нас накопилось очень много материала, который, несомненно, будет интересен для читателей. Ведь невроз — это отнюдь не только вегетососудистая дистония, фобии, панические атаки, навязчивое поведение. Все мы имеем невротические зоны, у всеx нас есть «белые пятна» — те области, где мы раз за разом пасуем, терпим фиаско, либо даже не пытаемся что-то поменять в своем «больном вопросе», будь то психосоматическое заболевание, лишний вес, финансовые проблемы, излишняя скромность, отсутствие профессионального роста, невозможность создать семью и т.д., список бесконечен. Собственно, невротичность или невроз – вопрос масштаба зоны влияния «белых пятен» на нашу жизнь. И, так как мне все же интереснее глубинная психология, эту тему я с чистой совестью отдаю в руки Екатерины. Начиная с этого номера, она будет вести в «ТАКТе» колонку, посвященную психологическому здоровью.
Ваша Александра Сергеева

Передаю ей слово:

- Игорь много лет работает на нелюбимой работе и никак не решиться разослать резюме, это продолжается годами.
- Лида живет с нелюбимым мужчиной, а точнее уже с ненавистным, терпит его общество на протяжении уже пяти лет.
- Сына Оксаны обижают в школе, это продолжается четвертый год, каждый раз после того, как ребенок приходит с синяками, она подумывает перевести его в другое учебное заведение школу, но за размышлениями действий не следует.
- Николаю врачи сказали, что у него, скорее всего, гипотиреоз, но он, несмотря на стабильную слабость и головокружения, все никак не соберется сходить к эндокринологу – мужественно страдает в течении полутора лет.

АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВА. ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Что происходит? Ведь проблема каждого решается достаточно легко. Просто напиши, скажи, позвони, запишись – и все! Это не «план Барбаросса», даже не «пятилетка за три года», не сложная, многоуровневая задача, а всего лишь простое однократное действие. Но человек не может решиться.
Подобное поведение психологи называют выученной беспомощностью.
Мартин Селигман, проводивший эксперимент над собаками, перевернул все представления о свободе воли.
Он экспериментировал с тремя группами животных. Да, сие действо было весьма негуманно. Но что поделаешь? - медицина, а отчасти и поведенческая психология, к сожалению, многими открытиями обязана чужим страданиям. Это конечно очень печально, но из песни слов не выкинешь.
Итак, во всех трех группах собак били током. Животные первой группы имели возможность избежать удара, нажимая носом на специальную панель, чему очень быстро научились. Собаки из второй группы не имели сами доступа к панели, они целиком зависели от действий первой группы, то есть их собственная реакция никак не влияла на результат. А животным из третьей группы повезло больше всех – иx вовсе не били током.
Затем все три группы собак поместили в ящик с перегородкой, через которую с легкостью могла перепрыгнуть любая из ниx и избежать таким образом ударов.
Удивительным было то, что собаки из первой и третей групп именно так и поступали. А вот животные из второй группы, которые долгое время зависели от других, не предпринимали вообще ничего, чтобы избежать боли. Они просто ложились на пол и жалобно скулили до окончания эксперимента.
Вывод Селигмана очевиден: чувство беспомощности вызывают не неприятные ощущения от событий, а опыт невозможности повлиять на эти события.
У животных выученная беспомощность проявляется нарушением способности к обучению новым навыкам, торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, а также появлением разнообразных соматических расстройств, такиx как: повышение артериального давления, проблемы с желудочной кислотностью, выпадение волос, снижение общей резистентности организма и т.д. Как ни странно, это все те же болезни, которые в современной психологии принято называть психосоматикой.
С людьми происходит ровно тоже самое. Теорию Селигмана много раз проверяли учёные из разных стран, и доказали, что у любого человека угасает воля и желание вообще что-либо предпринимать, если он систематически переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют; если терпит поражения, несмотря на все усилия; оказывается среди беспорядка, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию.
Выученная беспомощность – это особенность характера, которую мы приобретаем после нескольких неудачных попыток изменить ситуацию к лучшему. Мы начинаем верить, что у нас все равно ничего не получится, что бы мы не предпринимали, просто пассивно смотрим на происходящее вокруг.
Формируется выученная беспомощность примерно к восьми годам. Она складывается, как правило, из нескольких факторов, например из постоянной готовности родителей все делать за ребенка (самому решать во что играть, надеть обувь, куртку, выбрать как и что есть на обед), смерти любимого животного, скандалов родителей, неудачного опыта переживания событий, от которых он не имел возможности защититься, наблюдение за другими беспомощными людьми и т.д., перечислять можно бесконечно.
Недавно в парке я наблюдала за матерью с сыном. Мальчику было около 14 лет. Он выглядел очень растерянным, имел серьёзный избыточный вес. У него в рукаx была пластиковая бутылка с шипучим напитком. Когда подросток попытался открыть её, мать сразу же начала на него истошно кричать: «Не смей открывать, ты сейчас обольешься, будешь ходить весь грязный, я сама открою» - и резким движением она вырвала злополучную бутылку, открыла сама и дала сыну. Как вы думаете, что произошло дальше? Мальчик взял бутылку дрожащими руками, отхлебнул глоток и … облился! Крикам матери не было конца: «Что за неумеха! Я говорила, что у тебя руки из … растут! За, что не возьмешься, все через одно место, болван».
Думаю, это не единственный подобный эпизод в жизни бедняги. Смею предположить, что жизнь мальчика будет складываться по сценарию: «За что бы я не брался, меня везде ждет провал! Зачем вообще, что-то делать, если ничего путного не выйдет». Но самое неприятное, что неудачи этого парня будут относиться не только к подобным обстоятельствам, а и к любым другим жизненным ситуациям, не только в настоящем, но и в будущем. Выработанная в одной конкретной ситуации беспомощность распространяется и на другие области жизни, так что, скорее всего мальчик перестанет предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются простейшему решению.
Первый шаг в борьбе с выученной беспомощностью звучит так: «Делайте хоть что-нибудь!!!» Не важно, что, что угодно. Начните с перестановки в комнате, принимайте решения самостоятельно, например, как и с кем провести выходные, что съесть на ужин, какой длины юбку надеть, какого цвета занавески повесить на кухне. Для кого-то это прозвучит глупо и странно. «Что за бред? Как можно не решать самому, что делать сегодня вечером и какие занавески повесить на кухне». Но, поверьте, многие из нас, не могут принять решение и сделать даже таких мелочей! Ключевое здесь — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится помощником в борьбе с выученной беспомощностью. Ведь проблема участвовавших в эксперименте собак была не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так же и у людей: чаще всего проблема — это не сама ситуация, а потеря воли и веры в значимость и силу собственных действий. Поэтому, подход: «делаю, потому что выбрал так делать», поможет вернуть ощущение контроля над собственной жизнью.
Постарайтесь ставить маленькие и достижимые цели. Большое достижение всегда состоит из маленьких шажков. Небольшие достижения помогают набраться сил для более масштабных действий.
Заведите дневник и записывайте в него ваши маленькие цели и их достижения. Когда маленькие цели будут выполнены, не забудьте себя похвалить. Записывайте в свой дневник, какой вы молодец и как вы справились.
Убирайте из своей жизни мысли подобные этим: «Плохие вещи случаются по моей вине». Старайтесь в сложных ситуациях думать так: «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина». Чем поможет мысль подобная этой? Стрессовые ситуации будут постоянно возникать в нашей жизни, это неизбежно и НОРМАЛЬНО. Со временем вы научитесь справляться с вашей беспомощностью и выработаете собственные успешные реакции и поведение на неблагоприятные жизненные ситуации.


Екатерина Богданова

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения