Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Здравствуйте дорогие читатели журнала «ТАКт»!

Все чаще в своей психологической практике я стала встречаться с таким понятием, как выученная беспомощность. Я решила, что было бы неплохо рассказать об этом вам. Что же это за понятие, как работает, откуда берется, и почему мешает нам жить. Возможно, вы найдете в моей статье, что-то схожее со своей жизненной ситуацией, и начнете менять свою жизнь к лучшему!

Игорь много лет работает на нелюбимой работе, и никак не решиться разослать резюме, это продолжается годами.

- Лида живет с нелюбимым мужчиной, а точнее уже с ненавистным, терпит его общество годами.

- Сына Оксаны обижают в школе, это продолжается четвертый год, каждый раз после того, как ребенок приходит с синяками, она подумывает перевести его в другую школу, но за размышлениями действий не следует.

- Николаю врачи сказали, что у него скорее всего гипотиреоз, но он несмотря на стабильную слабость и головокружения, все никак не соберется сходить к эндокринологу.

 

Почему эти люди текут по течению, не предпринимая никаких действий, для улучшения качества своей жизни? Ведь проблема каждого решается достаточно просто. Психологи называют такое поведение - выученной беспомощностью.

Мартин Селигман перевернул все представления о свободе воли.  Он провел эксперимент с тремя группами собак. Да, эксперимент этот был весьма негуманный. Медицина, и психология отчасти тоже, к сожалению, многими открытиями обязана чужим страданиям. Это конечно очень печально, но из песни слов не выкинешь.

Итак, во всех трех группа собак били током. Животные первой группы имели возможность избежать удара, нажимая носом на специальную панель. Собаки из второй группы не имели сами доступа к панели, они целиком зависели от действий первой группы, то есть их собственная реакция никак не влияла на результат. А животным из третьей (контрольной) группы повезло больше все – и вовсе не били током. Затем все три группы собак поместили в ящик с перегородкой, через которую могла перепрыгнуть любая из них, и избежать таким образом ударов вовсе.

Удивительным было то, что собаки из первой и третьей (контрольной) групп именно так и поступали. А вот собаки из второй группы, которые долгое время зависели от других, не предпринимали вообще ничего, чтобы избежать боли. Они просто ложились на пол и жалобно скулили до окончания эксперимента. Они продолжали бездействовать даже тогда, когда удары становились сильнее.

 Вывод Селигмана: чувство беспомощности вызывают не неприятные ощущения от событий, а опыт невозможности повлиять на эти события.

У животных выученная беспомощность проявляется нарушением способности к обучению новым навыкам, торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций а также появлением разнообразных соматических расстройств, таких как повышение артериального давления, изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта, выпадение волос, снижение общей резистентности организма, в том числе злокачественные опухоли и т.д.

Но, как это относиться к нам, «человекам разумным»?

ЕКАТЕРИНА БОГДАНОВА. ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

К сожалению, с людьми происходит ровно тоже самое. Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран, и доказали, что у любого человека угасает воля и желание вообще что-либо предпринимать, если он систематически переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют; если терпит поражения, несмотря на все усилия; оказывается среди беспорядка, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию.

Выученная беспомощность – это не синдром и не диагноз, а просто особенности нашего с вами характера, которую мы приобретаем после нескольких неудачных попыток изменить ситуацию к лучшему. Мы начинаем верить, что у нас все равно ничего не получится, что бы мы не предпринимали, и со временем, просто пассивно смотрим на происходящее вокруг. Формируется она примерно к восьми годам, и сложиться может из различных факторов, например из постоянной готовности родителей все делать за ребенка (самому решать как играть, одеть обувь, куртку, выбрать как и, что есть на обед), смерти любимого животного, скандалов родителей, неудачного опыта переживания событий от которых он не имел возможности защититься, наблюдение за другими беспомощными людьми и т.д., перечислять можно бесконечно.

          Недавно в парке я наблюдала за матерью с сыном. Мальчику было около 14 лет. Он выглядел очень растерянным и явно имел лишний вес. У него в руках была пластиковая бутылка с шипучим напитком. Когда подросток попытался открыть её, мать сразу же начала на него истошно кричать: «Не смей открывать, ты сейчас обольешься, будешь ходить весь грязный, я сама открою» - и резким движением руки, она вырвала злополучную бутылку, открыла сама и дала сыну. Как вы думаете, что произошло дальше? Мальчик взял бутылку дрожащими руками, отхлебнул глоток и … облился! Крикам матери не было конца: «Что за неумеха! Я говорила, что у тебя руки из ж… растут! За, что не возьмешься, все через одно место, неудачник». Думаю, это не единственный подобный эпизод в жизни бедняги. Смею предположить, что жизнь мальчика будет складываться по сценарию: «За что бы я не брался, меня везде ждет провал! Зачем вообще, что-либо делать, если ничего путного не выйдет». Но самое неприятное, что неудачи этого молодого парня будут относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и к любым другим жизненным ситуациям, не только в настоящем, но и в будущем. Выработанная в одной конкретной ситуации, беспомощность распространяется и на другие области жизни, так что скорее всего мальчик перестает предпринимать попытки справляться даже с теми задачами, которые поддаются решению.

Первый шаг в борьбе с выученной беспомощностью звучит так: «Делайте что-нибудь!!!» Не важно, что! Да, что угодно. Начните с перестановки в комнате, принимайте решения самостоятельно, например, как и с кем провести выходные, что съесть на ужин, какой длины юбку одеть, какого цвета занавески повесить на кухне. Для кого-то это прозвучит глупо и странно. «Что за бред? Как можно не решать самому, что делать сегодня вечером и какие занавески повесить на кухне». Но, поверьте, многие из нас, не могут принять решение и сделать даже таких мелочей! Ключевое здесь — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится помощником в борьбе с выученной беспомощностью. Ведь проблема участвовавших в эксперименте собак была не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. А как и у людей: иногда проблема не сама неразрешимая ситуация, а потеря воли и веры в значимости собственных действий. Поэтому, подход: «делаю, потому что выбрал так делать» поможет вернуть ощущение контроля над собственной жизнью.

Постарайтесь ставить маленькие и достижимые цели. Большое достижение всегда состоит из маленьких шажков. Небольшие достижения помогают набраться сил для более масштабных действий. Заведите дневник и записывайте в него ваши маленькие цели и их достижения. Когда маленькие цели будут выполнены, не забудьте себя похвалить. Порадуйте себя подарком или сделайте что-то приятное для себя. Записывайте в свой дневник, какой вы молодец и как вы справились.

Убирайте из своей жизни мысли подобные этим: «Плохие вещи случаются по моей вине». Старайтесь в сложных ситуациях думать так: «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина». Чем поможет мысль подобная этой? Поймите, стрессовые ситуации будут постоянно возникать в нашей жизни, это неизбежно и НОРМАЛЬНО. Со временем вы научитесь справляться с вашей беспомощностью и выработаете собственные успешные реакции и поведение на неблагоприятные жизненные ситуации.

Берегите себя и радуйтесь каждой проблеме, приходящей в вашу жизнь. Помните, что наша жизнь состоит из стрессов, и в какой-то мере, справляться с трудными ситуациями — это наш рост и развитие.

Екатерина Богданова

Поделитесь статьей с друзьями

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения