Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

"Я, ПО СУТИ, МЕЧТАТЕЛЬ"...

Так писал Эдвард Мунк о себе, о том, что он ставит любовь на второе место, после своей работы. Совершенно верно, сейчас пойдет речь об Эдварде Мунке, чью выставку в Третьяковской галерее у меня получилось посетить в чудесные майские денечки. Расскажу не по секрету, выставка еще будет продолжаться до 14 июля 2019 года.
А сейчас предлагаю взять интервью у художника.
 
Сложно говорить за всех, но очень хочется верить, что все знают норвежского художника Эдварда Мунка. Он странный человек, причисляемый большинством специалистов к экспрессионистам с неким следом импрессионизма. Но есть и иное мнение, которое подсказывает нам, что Мунк не был экспрессионистом, но и импрессионистом тоже не был. Единственное, что роднит Мунка с экспрессионистами, это цвет. Да уж... В очередной раз мозаика мнений!
 
Давайте спросим, что думал Мунк по поводу того, что творчество художника принято относить к экспрессионизму.
«Натурализм был одним мировоззрением
– Символизм и экспрессионизм – другим
– Пуантилизм, линейное искусство, модерн
и, наконец, кубизм были необходимыми
упражнениями в стиле и технике».
 
 ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. "Я, ПО СУТИ, МЕЧТАТЕЛЬ"...
Рис. 1 «Первый снег», фото автора.
 
Такую запись от 1934 года мы можем обнаружить. Как будто есть что-то, чем можно дышать, жить, чего можно придерживаться, но дополнительно есть еще и некоторые технические приемы. Это на искусство как таковое не особо влияет, поскольку искусство – это явление совершенно иного порядка и сущности.
 
 ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. "Я, ПО СУТИ, МЕЧТАТЕЛЬ"...
Рис. 2 «Звездная ночь», фото автора
 
Правда ли, что господин Мунк пытался дать определение тому, что называется искусством? Посмотрим на ответ: «– Искусство – это форма картины, претворяется через нервы человека – его сердце – мозг – глаз».
Это не единственная попытка Мунка дать подсказки в понимании того, что такое искусство. Причем, не просто искусство в общеупотребительном значении, а то, чем же является искусство для художника.
 
Насколько же это кристально тонкое замечание мастера, который жил и дышал искусством! Мне как психоаналитику такая мысль невероятно близка. Отверстия нашего тела (например, глаза) помогают нам видеть, чувствовать, представлять, воспринимать. Но, несмотря на практически одинаковое анатомическое строение, мы чувствуем по-разному, делимся своими собственными впечатлениями, называем только нам присущие оттенки эмоций.
 
Пока в холле Третьяковки я ждала подругу, с которой мы заранее договорились о формате психоаналитической экскурсии на выставке Мунка, я услышала сдавленный голос женщины, которая делилась своими впечатлениями: «Полтора часа в очереди за билетами стоили этого…». Вот уж интрига!
 
 ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. "Я, ПО СУТИ, МЕЧТАТЕЛЬ"...
Рис. 3 «Крик», фото автора


Даже самое небольшое приближение к картинам Мунка вызывает некоторое волнение и непонимание того, что же все-таки происходит при взгляде на картины. По только что сформированной традиции обратимся за помощью в поисках ответа к Мунку, и вот что мы получили: «Объяснить картину невозможно
– Она и написана потому, что иначе не объяснишь –
Можно лишь дать тонкий намек
на ее изначальный смысл».
 
Чувствую огромную благодарность Мунку за его необыкновенную способность говорить со зрителем через произведение искусства.
Картины еще на долгое время останутся в моем сердце. Вам же, дорогие читатели, предлагаю воспользоваться возможностью, которую нам предоставила Третьяковская галерея, организовав выставку как живописных полотен, графических работ, так и фоторабот Эдварда Мунка. Буду рада ответить на вопросы об организации похода в Третьяковскую галерею, а также на вопросы, предложения и недоумения, которые складываются вокруг творчества Мунка. Контактную информацию вы можете найти на моем сайте.

Олеся Дубровских
 

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения