Поиграем в игру. Я называю слово «Франция». А вы – свои ассоциации. Что первым пришло в голову? Уверена, что в числе ассоциаций не было слов «жестокость», «театр», «отчуждение» и «Арто».
Последнее – это фамилия французского режиссера, актера, писателя и создателя такого явления в искусстве театра как «театр жестокости» или «крюотический театр».
Понаблюдаем за собой, что же рисует нам воображение, когда мы слышим такое выражение, как «театр жестокости». Наверняка это картинки наподобие сценических выходок Оззи Осборна времен своей бурной молодости. Но и это ошибка представлений, которые цепляются за привычные ассоциации, когда перед нами появляется то или иное слово.
Жак Деррида в статье «Вкрадчивое слово» пишет, что имя собственное – Антонен Арто, - это некая загадка во плоти. Ежи Гротовский в 60-х писал, что ныне мы вступили в эпоху Арто.
Представляете, насколько же смелые такие заявления. Кто же такой Антонен Арто, раз его именем готовы назвать целую эпоху? Здесь тоже огромный вопрос. Как только мы начнем искать информацию об Арто, то нам сразу станет все понятно: псих, безумец, наркоман. Но сколько таких товарищей знала история, и ведь не было даже попыток назвать эпоху именами подобных подозрительных личностей, несущих общественную опасность.
Кто же такой Антонен Арто с его театром жестокости?
Конечно, в небольшой заметке не получится раскрыть и толики истины, но целью моего обращения к Арто является попытка показать, насколько огромная бездна может лежать между тем, как «принято думать» и тем, как возможно мыслить, если опираться на собственную историчность и существование.
Арто писал: «Медицина порождена болью – хотя куда чаще она порождается болезнью и даже, напротив, провоцирует и создает все предпосылки болезни, чтобы оправдать свое существование…». «Непонятый гений [речь идет о Ван Гоге] кроется в каждом сумасшедшем – сияющие в его голове идеи пугают окружающих, - а потому выход из того удушения, что уготовала ему жизнь, он смог найти лишь в бреду».
Арто пытался выразить свое страдание, которое, в том числе, заключалось в том, что его мысль не достигает цели. Мысль разрасталась, слов становилось все больше и больше, но мысль никогда не могла быть закончена, поскольку она постоянно требует уточнения.
Гениальность терапевтов, которые лечили Арто, заключалась в том, что ему предложили заняться переводами текстов. Так, он переводил, например, Эдгара По. Но из-под пера Арто выходили совершенно новые произведения, которые жили жизнью, совершенно отличной от того смысла, который предписывался первым автором.
Слово претерпевало какие-то немыслимые метаморфозы. Если слово никогда не сможет быть высказано в той полноте, которая от него требуется, то что еще можно призвать на помощь? Арто начинает создавать жестокость, перенося ее на театральную сцену. Можно назвать это изобретением, которое помогало Арто справиться с невыносимостью собственной жизни.
Безусловно, понятие «жестокость», которое вышло из-под пера Арто, не вписывается в общесловарное значение. «Жестокость» в первую очередь означает «строгость» и «подчинение необходимости».
И это невероятно сложно. Строгость слова, жестов, действий, мыслей. Попробуйте быть строгим и последовательным в своих мыслях. Попробуйте руководствоваться собственными действиями, а не предписанными, например, учеными. Получается ли не спекулировать значениями? Попробуйте хотя бы один день послушать свое тело и спать столько, сколько необходимо именно вам, а не столько, сколько доказано в научном мире. Это покажется каким-то жестоким экспериментом над собой…
Несмотря на то, что имя Арто было крайне популярным в 60-е – 70-е годы, предлагаю обращаться к идеям и мыслям этого художника и в настоящее время. Да, он страдал от своего психического недуга, до криков, до боли, но он предпринимал усилия для того, чтобы вырваться из собственной пустоты, хотя бы ни одна из его мыслей не была им самим.
Читать Арто невероятно сложно, постичь смысл им сказанного практически невозможно. Но не идеи Арто ценны, а сам способ существования этого человека в мире может дать возможность совершать невероятные открытия в собственной жизни.
Понравилась статья? Не забудь поделиться
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения