Здравствуйте, дорогие читатели самого ТАКтичного журнала!
Я рада, что вы продолжаете вместе со мной путешествие в удивительный миром ароматов!
В прошлый раз я обещала вам, что расскажу, какую закодированную информацию несут в себе ароматы. И даже, признаюсь, практически дописала серьезную статью для вас о многостороннем воздействии запахов на человека, как вдруг... вспомнила, что приближается Новый год, и уже в воздухе начинает витать тот самый, волшебный запах ожидания НОВОГО...
Более того, последние две недели принесли мне много радости именно через... запах Нового года! Да-да, в конце ноября у меня началась новогодняя история! Так уж вышло, что созрел мой Новогодний аромат (все парфюмы с момента создания должны определенное время настаиваться, поэтому приходится все создавать заранее). И у меня возникла идея устроить опрос среди моих друзей и знакомых: А ЧЕМ ДЛЯ ВАС ПАХНЕТ НОВЫЙ ГОД?
И сейчас я готова поделиться с вами самыми неожиданными открытиями.
И это повод посвятить отдельную статью удивительной теме — воздействию запахов на человека посредством возникающих ассоциаций.
Для понимания этого поистине волшебного процесса придется сказать пару слов о способах воздействия запахов.
Как известно, запахи оказывают на человека следующее воздействие:
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - спровоцировано эмоциональным восприятием аромата.
2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ - наступает посредством воздействия масел на ткани организма.
3. ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ - срабатывает в результате запуска ряда химических процессов в организме, как реакция на первые два вида воздействия.
Как видно, все начинается с эмоционального восприятия запаха. Грубо говоря, наше обоняние распределяет все «входящие» ароматы изначально на две группы: знакомые и незнакомые. Неизвестные запахи будут восприниматься человеком в зависимости от его личных качеств: боится ли он нового, желает ли что то познать,любопытен ли он и т.д.
Но нас интересуют в данном случае именно знакомые запахи, которые мгновенно разделяются нашим мозгом на две группы: приятные и неприятные. А как мозг определяет, приятен или нет запах? Да очень просто! Мозг хранит немыслимое количество информации из прошлого, и если в вашей жизни в приятной ситуации присутствовал определенный запах, то впоследствии, встречая этот запах, вы будете испытывать положительные эмоции. Такой вот двусторониий процесс: приятная ситуация фиксируется в памяти приятным запахом, позже этот запах вызывает автоматически приятные эмоции.
Приведу очень простой и понятный всем пример: когда вы были маленькими, родители наверняка привозили вас к бабушке. Как было здорово видеть рядом счастливых родителей, проводить с ними время, правда? И как любила и баловала вас бабушка! И если в этой комфортной ситуации вам впервые предложили отведать, например, клубнику, у вас в нейронных связях мозга «прокладывается» схема: клубника = хорошо. Конечно, если у вас не случилась аллергия или вы не испачкали новую фтболку и не получили от мамы по первое число :-) Т.е., если ВСЯ ситуация комфортна — мозг навсегда считает, что клубника — это хорошо.
А если вы попробовали клубнику впервые в некомфортной внешней ситуации? Смоделируем, к примеру, такую: вы не хотели идти в гости с родителями, хотели досмотреть мультик. Вас заставили. Нарядили в неудобную одежду, еще и отругали. Вы плохо себя чувствовали и физически и эмоционально, вам было скучно на этом празднике, где взрослые были заняты своими делами. Противная тетенька, у которой вы находились в гостях, все время к вам задорно приставала с какими то странными, на ваш взгляд, идеями, и в итоге засунула вам в рот клубнику. А клубника еще и не свежая или зеленая... Как вы считаете, что «записалось» в вашем архиве ароматов? Правильно! Клубника = плохо.
У меня в жизни именно такая история присутствует до сих пор, правда, про малину :-) И сколько усилий я, взрослый человек, не прикладывала, чтобы изменить свое отношение к ни в чем не повинной малине — не получилось. Если задумаюсь и настрою себя — могу съесть немного. Но если НЕОЖИДАННО в десерте обнаруживается малина, видели бы вы мое лицо :-)
То есть, мы можем стараться изменить свое отношение к источнику запаха КОНТРОЛИРУЕМО, но все же первые секунды восприятия в расслабленном состоянии говорят нам о нашем истинном отношении к конкретному запаху.
При чем тут Новый год, спросите вы?
Да вот при чем: вы наверняка согласитесь, что не каждый день в нашей жизни мы вдыхаем запах елки, смешанный с мандаринами :-) Для меня, как для парфюмера, Новый год — особый ароматический повод. Конечно, я привела самый привычный пример ароматических ассоциаций с Новым годом — елка и мандарины.
А поделиться с вами хочу вот какими открытиями.
В результате моего опроса на тему ассоциаций Нового года и запахов я узнала много необычного. Конечно, практически 100% участников говорили о запахе елки и мандарин. Но! Как я и подозревала, это было просто шаблонное восприятие, и, возможно, люди учитывали не запах, а картинку, да-да, именно запоминающуюся картинку: на зеленом фоне ярко-оранжевые мандарины прочно врезались в нашу память. Почему я так считаю? Да потому, что я создала два разных новогодних аромата и устроила ароматическую дегустацию. Один аромат был именно классическим новогодним, вобравшим в себя расхожие ассоциации: запах елки, которую только внесли в дом, и которую предстоит наряжать, и морозной свежести от тающего на ветках снега, и чистоты дом (мама же вымыла полы и сделала генеральную уборку к Новому году!) и мандарины, которые уже купили, но пока еще не разрешают есть... Но я создала и другой аромат, уже с «гурманскими» добавками: та же елка, морозная свежесть, мандарины, но еще выпечка, корица, ваниль, конфеты, красные яблоки, теплые ароматы и другие приятности. С запахами, которые разносятся в теплом доме, когда все уже празднуют, когда дом наполнен теплом и радостью, и главное уже свершилось — Новый год настал!
И что вы думаете? Все, кто участвовал в дегустации обязательно начинали искренне улыбаться от второго аромата, сделанного с использованием «вкусностей», а про первый практически единогласно заявляли: он более серьезный, это подготовка к новому году! Да-да, именно это я и пыталась выразить в первом аромате, и именно это и уловили все, кто его понюхал: состояние напряжения и подготовки, предвкушения и ОЖИДАНИЯ праздника. Конечно, уловили БЕССОЗНАТЕЛЬНО, без анализа, без раскладывания по полочкам составляющих, просто выразили первое ощущение... А во втором — все без исключения «поймали» приятные ассоциации с уже СОСТОЯВШИМСЯ праздником!!!
Как я уже говорила, в процессе опроса на тему ароматных ассоциаций с Новым годом я узнала много интересного. Кто-то больше всего ассоциирует Новый год с запахом от использованной хлопушки, кто-то — с шоколадом, кто-то с бенгальскими огнями, кто-то — с запахом человеческой кожи с мороза (!), кто-то — о запахом сгоревшей свечи, для кого-то это запах упаковочной бумаги для подарков, для кого-то — пыльный старинный дед мороз. А одна девушка твердо заявляет, что для нее запах Нового года — это ТОЛЬКО запах старого советского лака для волос и именно с блестками!!!
Все это я пишу вот для чего: как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых жизненных историй. И самые приятные воспоминания, не только про Новый год, зафиксированы в нашем мозге у каждого своим «кодовым» запахом.
Вспоминайте наилучшие моменты своей жизни, вспоминайте, какие запахи сопровождали ваши наилучшие моменты, и вносите эти запахи в сегодняшний день!
Это 100%-ный способ создавать себе хорошее настроение!
А я поздравляю вас с наступающим Новым годом и желаю вам АРОМАТНЫХ РАДОСТЕЙ!
Пусть ваши лучшие мечты сбудутся в новом году, а ароматы вам помогут.
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения