Здравствуйте, уважаемые читатели самого ТАКтичного журнала!
Мы продолжаем беседу об истории парфюмерии.
А у вас возникал вопрос, для чего нам знать историю? С какой целью мы изучаем, вникаем, познаем то, что уже, кажется, закончилось, ушло из нашей жизни?
Предлагаю вам подумать на досуге. В следующей статье поделюсь своими соображениями.
А пока вернемся своим вниманием во Францию эпохи правления Людовика Ароматного (Людовика XV). К этому моменту развитие французской парфюмерии шло семимильными шагами. Французские мастера ароматического искусства уже применяли рецепты и компоненты, привезенные с Востока крестоносцами, знали о пользе и для души и для здоровья ароматических веществ благодаря и «просочившейся» информации о наработках Авиценны и других восточных знахарей, уже применяли сохранившуюся и дошедшую до них информацию об опыте Римских и Греческих знатоков применения ароматов; уже использовали наработки итальянских коллег, как то Рене Флуорантена, не только приближенного аптекаря Екатерины Медичи и составителя тех самых легендарных ядов, использованием которых во многом и прославилась супруга Генриха II, но также и парфюмера. И уже был известен опыт первой в мире парфюмерной фабрики, возникшей во Флоренции в 1608 году в монастыре. Вовсю уже использовались компоненты местного происхождения, вспомним хотя бы лаванду... Таким образом, французские парфюмеры использовали колоссальные знания и опыт своих коллег из разных стран, разных эпох.
Но это был особый период: спрос на парфюмерию и ее значимость (в частности, в королевском дворце) возросли как никогда.
И это было важным стимулом для развития парфюмерии, которая вскоре превратится в целую индустрию.
Чем же отличается парфюмерия именно этого периода правления династии Бурбонов?
Как мы знаем, это была эпоха поклонения всему внешнему, красивому, огромное значение придавалось именно форме, порой даже в ущерб смыслу, как обычно и бывает, когда люди очень фокусируют внимание на чем-то внешнем. Всем известна любовь Людовика XIV к украшательству и вычурности и в нарядах, и в интерьере, и в оформлении садов. Пример создания Версальского паркового комплекса является очень показательным и во многом раскрывает нам понимание того, что происходило в мире парфюмерии того периода: Людовик узнал, что у одного из представителей французской знати роскошный дворец и сад. И приказал своим подчиненным создать такой сад при королевском дворце, который бы превосходил все сады Франции. Такой сад создали, как нам известно. Однако, надо учесть и оборотную сторону медали этого супер-проекта: казна была почти пустой, воды катастрофически не хватало даже людям, но при этом сады требовали обильной поливки, и Людовик велел это делать...
Для чего я привела этот пример? Для того, чтобы мы могли осознать, что именно в этот период ароматические вещества стали применяться не только и не столько как целебные, а во многом и в качестве символа красоты и роскоши, инструмента украшения себя.
Мода, зародившаяся как понятие именно в ту эпоху, жила по такому закону: законодателем являлся король, потом тенденцию подхватывали статусные придворные, потом более низкие слои общества... И Людовик, и последующие правители Франции были законодателями и в парфюмерной моде.
И если еще XVII век считался периодом очень сильных ароматов, которые во многом были призваны «затмить» неприятный запах тела, так как гигиена практически отсутствовала и из-за нехватки воды, и из-за отсутствия культуры гигиены в этой местности в данный период как таковой, и широко в XVII веке применялись тяжелые по звучанию и стойкие компоненты (амбра, можем представить какого качества, тубероза, флердоранж...), то век 18-й уже стал началом запахов «для украшательства». Как мы уже говорили, в тот период ароматизировали все: воротнички, платочки, парики, подушки, бумага, веера, помады, белье и даже мебель, не говоря уже о воздухе в королевских покоях и залах. Ароматные вещества употреблялись в различных видах: душистые воды и мыло, пудра и ароматические медальоны, составы для кожных притираний... Наконец получает распространение прием ванн, конечно, ароматические считались более изысканными.
Запахи начали применять более мягкие и нежные, востребованными стали цветочные утонченные ароматы (жасмин, роза).
То, что сегодня называют «Гурманскими» ароматами (ароматы, которые содержат в себе кондитерские, «съедобные» ноты) получило широкое распространение во Франции в тот самый период: ваниль и корица, гвоздика и мускатных орех...
Приблизительно в этот период появилась та самая душистая вода, которая получила название «Кёльнской воды», на французский манер — О-ДЭ-КОЛОН.
Почему я говорю «приблизительно в этот период? Потому что история происхождения одеколона достоверно неизвестна, мы знаем лишь, что Жан-Мари Фарина (по одной версии француз, по другой - флорентиец), который торговал специями в Германии, выпустил в продажу ароматную воду в 1709 году. Но о том, кто первым ее произвел — семья Фарина из Эмили, которая требовала назвать воду «Болонской водой», или семья Фемини из монастыря во Флоренции, или монах, подаривший на свадьбу сыну банкира в Кельне рецепт целебной воды, мы можем лишь догадываться.
Но главное — одеколон стал «революционером» в парфюмерии. Его универсальное применение для ароматизации одежды, ванн, даже для ароматизации вина, сахара и инъекций (!!!) стало столь обширным, что производство вышло на новый количественный и качественный уровень.
Он стал доступен и для менее обеспеченных слоев населения.
Правители также очень любили одеколон, например Наполеон Бонапарт, который не только употреблял его внутрь, капая его на сахар, но и заказывал по 160 флаконов любимого парфюма с ароматом апельсина. Но об этом в следующей статье.
А пока подытожим: востребованность парфюмерии не только как целебного средства, но и как модной тенденции привело к новому этапу — началу создания индустрии, рассчитанной теперь не только на «верхушку» общества, но и на широкие массы населения.
Наталия Дарен
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения