Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

ЛЕОНИД БЫКОВ. Будем жить! Из цикла рассказов Светланы Поклад "Игорь Поклад. Незабываемые"

Кажется, это было сто лет назад. Было… Жаль, что именно «было», в прошедшем времени...
Осенним вечером где-то в середине 70-х в моей холостяцкой квартире на Татарке раздался звонок в дверь. Я открыл и увидел на пороге промокшего чуть ли не до нитки молодого человека.

ЛЕОНИД БЫКОВ. Будем жить! Из цикла рассказов Светланы Поклад "Игорь Поклад. Незабываемые"


Я старался вспомнить, где я его видел и - не мог. Но видел точно! И тут он представился:
- Здравствуйте, я - Леонид Быков. А Вы Игорь Поклад?
Откровенно говоря, я обомлел. Ну точно, причудилось… Ну быть же не может! У меня за дверью Быков?!
⁃ Он самый! Входите, Вы же промокли насквозь!
Мы прошли в комнату, мама бегом сообразила нам чайку и чего-то покрепче - надо было согреть человека. Поговорили о том о сём, раззнакомились, выпили по граммульке и перешли к делу.
Лёня как раз приступал к съемкам своего дебютного режиссерского фильма «Где вы, рыцари?» На нашей студии в качестве композитора ему предложили меня. Работа предстояла сложная. В фильме предполагалось много песен и музыки. Мы работали долго. С Юрой Рыбчинским написали несколько песен, записали их с Колей Кондратюком, но... Фильм провалился в прокате. Это был тот самый «блин комом». Лёня страдал больше всех. Провал в первой же режиссерской работе мог поставить жирный крест на его желании снимать. И он пропал. Пропал надолго.
Прошло несколько лет. И снова он у меня. Мы старались не вспоминать о той неудаче, говорили о другом. И вдруг Лёня открылся.
- Игорь. У меня есть идея. Если и в этот раз не получится, все. Завяжу с кино навсегда. Но я должен это снять. Фильм будет о летчиках. Названия окончательного пока нет, но сценарий готов. Ты будешь работать со мной? Ты не обиделся за провал предыдущего фильма? Я оставлю тебе бумаги, почитай. Потом поговорим. Этим я хочу извиниться за то кино. Мне действительно неудобно, что я втянул тебя в авантюру, а она провалилась.
Какой обиделся! Я обрадовался несказанно! Сценарий я прочитал на одном дыхании! Это был восторг! Калейдоскоп событий, герои - один лучше другого!!! У меня в голове уже рождались идеи. Я готов был делиться ими.

ЛЕОНИД БЫКОВ. Будем жить! Из цикла рассказов Светланы Поклад "Игорь Поклад. Незабываемые"  


Утром пришёл Быков, и мы стали обсуждать.
В те годы звездой первой величины в Советском Союзе был, безусловно, Владимир Высоцкий. Бобины и кассеты (самиздатовские, конечно) с записями его концертов расходились миллионными (самиздатовскими же) тиражами. Мне как раз незадолго до встречи с Лёней кто-то подкинул одну такую - знаменитую «Истребительную» серию - «Я - ЯК истребитель». Мы стали слушать. Лёня сидел, вглядываясь в одну точку на стене, и слушал, слушал. Потом попросил кассету, хотел послушать ещё и дома, а через неделю вернулся.
⁃ Знаешь, Игорь, это гениально. Без преувеличения. Но это не мой фильм. Для этой музыки нужно снимать другое кино. Так что вот тебе кассета и давай думать, что мы будем делать с моими «Стариками».
Я предложил ему несколько тем - он молчал. Наиграл мелодию песни для финала - он молчал. Я не понимал, что происходит.
Наконец, мы стали обсуждать. Чем дольше говорили, тем яснее я понимал - это не мое. У Лёни была четко выстроенная картинка, он продумал каждый эпизод, каждый кадр, а я все чётче видел: мне реально нечего делать в этой картине. Есть «Смуглянка», «Ніч така місячна». Что мне сочинять?! Ну не сигнал же трубы писать?!
- А хоть бы и сигнал, - ответил Быков, - Ну какая тебе разница? Деньги-то те же. Пиши!
Мы просидели полночи, спорили, он убеждал меня взяться за работу, но я отказался. Я понимал, что писать ерунду - несколько музыкальных фраз - не в моем стиле. Песня «Я сегодня до зари встану» уже была готова, и именно она должна была прозвучать и прозвучала в картине. 
На компромисс я не согласился. Халтурить я не умею, не хочу, а потому предложил Лёне другого композитора. Он расстроился, я - не меньше. Но работать лишь бы как, не видя своей роли в этой картине, я не мог. Характер такой. Мы обнялись и расстались ещё на некоторое время.
Сегодня, вспоминая свою творческую жизнь, я могу точно сказать - это самая большая моя ошибка в жизни. Самая большая! Уже просто иметь имя в титрах «Стариков...» было бы для меня великой честью, но что случилось, то случилось… Главное - мы не поссорились.
Ещё через время мы встретились на киностудии, Лёня бежал мне навстречу, мы обнялись и начали строить планы на следующую работу. Он запускался с новым фильмом «Пришелец».
⁃ Там даю тебе полную волю! Обещаю! Твори!

ЛЕОНИД БЫКОВ. Будем жить! Из цикла рассказов Светланы Поклад "Игорь Поклад. Незабываемые"


И снова квартира, снова ночи без сна. Быков после невероятного успеха своих «военных» картин решил отойти от драмы и снять комедию.Это был новый шаг. Он не понимал, как его сделать, и пришёл с необычной просьбой:
- Игорь. У тебя много музыкальных спектаклей. В том числе, комедий. А попробуй «нарисовать» мне фильм музыкой. Сможешь? Дай мне канву. Музыкальную драматургию. Мне нужен темпоритм! Я от него плясать буду, за музыкой пойду. Мне это интересно! Поможешь, научишь?
И я стал играть. Одну тему, другую, третью. Мы периодически останавливались, он что-то записывал, я продолжал. Так мы работали ежедневно по 7-8 часов. Иногда без сна. Думаю, мои соседи были не очень рады. Но, завидя живого Быкова в лифте, начинали улыбаться. Нам все прощали.
Дело шло довольно гладко. Я уже работал над фонограммами в студии, но Лёня вдруг пропал. Не звонил, не появлялся. Уже и пробы готовы, и часть фонограмм. Он никогда не опаздывал.
- Игорь, Лёня погиб...
Эти слова я слышу до сих пор. Я и не помню, кто мне позвонил тогда. Одно помню: я закрылся, сидел и раскачивался из стороны в сторону. Я не мог поверить, что это произошло. О времени прощания с ним мне не сообщили, позвонили уже после.
Картину «заморозили». Работа остановилась. О ней вспомнили через несколько лет. Решили закончить начатое, но не было той искрометности, не было в ней того, Быковского, обаяния и чистоты. Эту работу я отношу к своим неудачам. Делалась она уже без настроения, меня ничто не вдохновляло.
Мало он прожил. Безумно мало. Без таких искренних и талантливых людей скудеет Земля. Уходят чувства, сменяясь рефлексами. Уходит правда. Уходит настоящее.

ЛЕОНИД БЫКОВ. Будем жить! Из цикла рассказов Светланы Поклад "Игорь Поклад. Незабываемые"


Там, наверху, наверное, поют «Смуглянку». И это самый талантливый и чистый хор! Ведь дирижирует им Лёня. Да и почти все его «Старики...» с ним. Так что... «Клён кудрявый, клён зелёный,лист резной».. Ээээх...
Светлая тебе память, Лёня Быков. Спасибо, что ты был в моей жизни! Будем жить! Обязательно будем!


(фото из интернета)


Спасибо Татьяне Сагалаевой за неоценимую помощь редактора

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения