Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

МУЗЫКА В КИНО

Музыка в кино – очень тонкая и серьезная тема. Неспроста композитор входит в основную авторскую группу фильма наряду со сценаристом, режиссером, оператором и художником. Работа режиссера с композитором - одна из важных в создании картины. Поскольку музыка является самостоятельным видом искусства, она способна подавить ваше произведение, если будет существовать отдельно от него. Но может и работать в гармонии, где-то поступившись своей гордостью ради успеха фильма. Парадокс в том, что сама по себе хорошая музыка… плоха для кино.

АЛЕКСАНДРА БУТОР. МУЗЫКА В КИНО
Запись музыки к фильму «В личное пространство вход воспрещен» (реж.А.Бутор, 2018 год)

Дело в том, что музыка - ярчайшее выразительное средство. Полноценное музыкальное произведение является произведением искусства и строится по тем же законам драматургии, что и фильм. У него есть начало, завязка, середина с развитием, кульминация и развязка. Музыкальное произведение так же как фильм о чем-то говорит зрителям, слушателям, пробуждает в них эмоции и заставляет переживать. Проблема возникает, когда фильм и музыка в нем вызывают разные эмоции. Когда они не сливаются в одно целое. Если положить одно готовое полноценное произведение на другое, получится масло масленое. Примерно так происходит с учебными работами, когда студенты накладывают готовую музыку на свои поделки, надеясь, что она приукрасит их. На деле же великая музыка, являясь произведением искусства, ещё сильнее оттеняет плохой фильм, который произведением искусства не является. Вот почему свои первые работы и упражнения режиссерам лучше создавать без участия музыки. И тем более песен, в которых еще и текст рассказывает совершенно постороннюю историю. Но если без музыки режиссер свой фильм не представляет, лучше найти композитора и создать музыку специально для данного фильма.


АЛЕКСАНДРА БУТОР. МУЗЫКА В КИНО
Композитор фильма «В личное пространство вход воспрещен» (реж.А.Бутор, 2018 год) Александр Коляда и звукорежиссер Владимир Суходолов

Работа режиссера с композитором начинается на этапе сценария. Режиссер рассказывает свой замысел, идею, посыл, характеры и желания персонажей. Композитор всем этим вдохновляется и делает наброски. При этом режиссеру не обязательно иметь музыкальное образование. Они с композитором договорятся на известном им обоим языке – языке эмоций.

В идеале нащупать одну главную тему фильма, от которой вырастут все остальные. Мы точно знаем, какая мелодия является основной в советском фильме "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", или в американском "Титанике". Но присмотритесь, прислушайтесь и вы обнаружите, что вся музыка в фильмах - это вариации на основную тему.


АЛЕКСАНДРА БУТОР. МУЗЫКА В КИНО
Запись музыки к фильму «В личное пространство вход воспрещен» (реж.А.Бутор, 2018 год)

Музыкальные темы в фильме поддерживают настроение сцены и переживания персонажей. Не заменяют их, а лишь ювелирно поддерживают. В хороших фильмах вы можете вообще не заметить присутствие музыки. Это значит, что она так гармонично поддерживает изображение, что вы испытываете эмоции от фильма в целом, а не от самой музыки. Ярким примером в этом смысле является мини-сериал «Чернобыль» HBO, который сейчас бьет мировые рекорды по просмотрам. Обратите внимание на музыку в этом фильме и вы будете удивлены, что, оказывается, она там есть.

Вспомните фильм «Кин-дза-дза» Георгия Данелии. Замечательный композитор Гия Канчели профессионал высокого класса. Он создал музыку к восьми десяткам кинофильмов, писал симфонии. А в фильме звучат условно "три ноты на кастрюлях". Разве большой композитор не мог сочинить что-нибудь пообъемнее? Мощное и многозвучное? Конечно, мог. А сделал "три ноты на кастрюлях". Потому что для этого фильма именно эти "три ноты" создают нужную атмосферу. В 1987 году Гия Канчели получил премию "Ника" за музыку к фильму "Кин-дза--дза".

Главное качество композитора, который работает для кино, не перетягивать одеяло на себя и создавать самостоятельное произведение, а дать возможность своему таланту подсветить лучшие стороны фильма.


АЛЕКСАНДРА БУТОР. МУЗЫКА В КИНО
Николай Сивков и Артем Галицын, композиторы фильма «Сладкое прощание Веры» (реж. А.Бутор, 2014 год)

Александра Бутор

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения