Простые действия, которые мы совершаем в обычной жизни, не задумываясь, легко и свободно, на сцене или в кадре даются с большим трудом и у неопытных актеров часто выглядят неестественно. Попробуйте снять вашу маму за мытьем посуды так, чтобы она вас не видела, скрытой камерой. А затем сообщите ей о том, что собираетесь снимать, выберите точку съемки, установите камеру, поверните маму так, как вам будет удобнее снимать, дайте ей команду «Начали!» и запишите видео. Потом сравните эти две записи. Там, где мама не знала о съемке, она выглядит естественно и спокойно моет посуду так, как делает это изо дня в день. А вот на записи, о которой вы сообщили заранее, действия ее становятся наигранными, выглядит она скованно и то и дело косится на вашу камеру или вообще просит ее убрать. В чем же дело? В мышцах. Как ни странно, но именно в них. Тело сдает нас с потрохами: выдает наше волнение и зажимается.
Когда мы волнуемся, а съемка на камеру, выход на сцену, любое публичное выступление - именно такая ситуация, наш страх сковывает мышцы. Мы выглядим деревянными, и чтобы как-то выпутаться из ситуации, самые простые действия стараемся изобразить, а не совершить. Зажимы – самые серьезные враги актера. Поэтому большую часть времени в обучении актеров занимают упражнения на снятия этих самых зажимов.
Есть несколько способов их убрать. В этом выпуске мы расскажем об одном, но очень важном – напряжении и расслаблении. Чтобы владеть своим телом, его нужно чувствовать. Чтобы управлять мышцами, их нужно ощутить. Для этого мы напрягаем и расслабляем каждую часть тела в отдельности, например, руку или ногу, живот, спину, шею. Не до боли, а так, чтобы почувствовать каждую мышцу. Затем расслабляем. Так, чтобы ощутить постепенное расслабление каждой мышцы.
Совершая простое действие, мы следим за тем, чтобы в нем принимали участие только те мышцы, которые необходимы для этого действия. Например, чтобы взять ручку со стола, вам нужно напрячь всего лишь пальцы, иначе она просто выскользнет. Но заметьте, только пальцы! Не плечи, не шею, не пресс, не спину, а всего лишь пару пальцев.
Проделайте это простое действие, строго следя за тем, чтобы все незадействованные в нем мышцы не вмешивались в работу. Чтобы пройти по комнате, нам нужны ноги. Но не руки, не шея – им нечего делать в этом простом действии. А вот чтобы передвинуть тяжелый стол, в работу вступят все мышцы рук, ног и даже пресса. Иначе вам просто не сдвинуть тяжелый предмет с места. Таким образом, понимая и ощущая мышцы, которые участвуют в том или ином действии, на сцене и в кадре актер учится пользоваться ими, оставляя расслабленным все остальное тело.
На видео ребята киношколы «Территория кино» делают упражнение «Пластилин». Поначалу каждый из них - бесформенный кусочек пластилина. Затем невидимые руки скульптора начинают разминать этот кусочек и постепенно вылепливать фигуру. Когда фигура готова, хорошо бы понять, что получилось, оставаясь неподвижными, то есть зажав все мышцы. Затем скульптор оставляет пластилин на окне, в которое припекает яркое солнце. Пластилин начинает таять. Мышцы постепенно, очень медленно расслабляются. В конце концов от бывших фигурок остается только жидкая растекшаяся по полу масса.
Секрет прост: чередование напряжения и расслабления всего тела и отдельных его частей учит актера владеть своими мышцами и управлять ими в нужных действиях, чтобы эти действия выглядели органично.
Поделитесь с друзьями
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения