Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ. ПРОСТОЙ ДИКТАНТ

Всегда врываясь на занятия стремительно и вовремя, как Московское метро, Майя Павловна умудрялась мгновенно определить «летный состав» дня. Кружок литературного русского языка «Крылатые» отличался вольнодумием и в общем-то не противоречил направлениям внеклассной работы школы, которая еженедельно что-то устраивала: то концерт художественной самодеятельности, то конкурс чтецов.
Директор школы Фаина Львовна в начале нового учебного года почему-то решила упорядочить факультативную деятельность и, можно сказать: «на берегу», поставила Майю в неловкое положение, заявив, что не заплатит за дополнительные занятия ни копейки, если в группе будет меньше пятнадцати учеников, при чем с обязательным наличием заявления, заверения и расписки родителей на каждого.
Майя Павловна, вспыхнув, согласилась… впряглась… Кружок сохранила. Воспитанников своих не оставила. А с первого сентября факультативные занятия стала проводить безвозмездно, то есть даром.
Зато, когда руководство кружком из работы превратилось в хобби, мероприятия стали проходить более творчески, разнообразнее, можно сказать, доверительнее. На каком-то этапе члены кружка может ещё не осознали, но уже почувствовали, что они единомышленники.
В кружке, помимо тематических уроков, программой были запланированы и контрольные занятия, чаще всего в форме специальных диктантов. И в эти дни, обычно, наблюдалась повышенная посещаемость, всем хотелось сравнить результаты своей деятельности.
Тем удивительнее было для Майи Павловны увидеть на итоговом, самом «козырном» диктанте всего трех кружковцев - двоих корифеев и одного новенького… Это попахивало ее личным провалом, настоящим провалом всего года!
Отменить?... Блистательный педагог «от Бога» профессионально спрятав в бесстрастной улыбке внутреннюю досаду, не смогла сдержать вопроса вместо приветствия:
- О чем думаем?... Конец апреля!
Риторический этот вопрос был направлен не к тем, кто явился, а к тем, кто подвёл, променяв интересный квест на «свежий воздух».
Чувствуя, что их отметили в лучшую сторону, и приняв за поощрение эдакое своеобразное приветствие учительницы, все присутствующие повеселели.
- У апреля конца не бывает! – сверкнул мыслью языкастый новичок - очаровашка Володя Вжик, заглянувший впервые к «Крылатым» на литературный кружок, - ибо весна есть начало всех начал!
- Неплохо для физика. Но здесь собрались лирики для серьезной работы! Ты не перепутал двери?
- Литература - та же физика! – выдал себя Вжик, мельком стрельнув веселыми глазами в сторону Любы Кудрявцевой. – Построена исключительно на формулах и зависимостях!
- О! Как! – развела руками педагог.
Люба Кудрявцева привыкла к заигрыванию балбесов-одноклассников, упорно не видела в них кавалеров, поэтому и на Володькин выразительный намек внешне не обратила никакого внимания.
Тем временем, в приоткрывшуюся со скрипом дверь просочилась Анжела Заболоцкая, обладающая удивительным даром всегда появляться в классе на последней секунде первой минуты занятия!
- Я не опоздала! Мои показывают четырнадцать ноль ноль!
Учительница коротко кивнула, длинно растянув:
- Проходи, Желя, садись.
Итого: четыре ученика. Катастрофа!

СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ. ПРОСТОЙ ДИКТАНТ


Дилемма, проводить или не проводить весенний диктант, решилась в пользу «да» исключительно из-за синеокого взгляда Любочки, ни минуты не сомневающейся в результате. Отличница так тонко чувствовала стихи, так быстро запоминала большие отрывки прозы, что стала незаменимой на всех школьных торжествах! В ее взгляде тонуло полшколы. Вот и сегодня после уроков исключительно из-за неё приплелся Игорек Томилин и «залетел» набравшийся наглости Вжик… Не хватает только основного ее обожателя Андрона Батурлина.
Опять скрипит дверь.
- Можно? – вот и он…
- Проходи, больше не опаздывай.
Итого пять. Майя Павловна окончательно взяла себя в руки.
- Добро. Достали чистые листы. Пишем простой диктант. Как я и обещала, если оценки 4-5, вносим в журнал, если ниже - работаем над ошибками. Нас интересует главным образом пунктуация. Работа сегодня предстоит не простая. Творческая.
- А, если с первого раза не получится, сколько раз можно переписывать? – запаниковала Заболоцкая.
- Пишем один раз, - отрезала учитель.
Желя всегда вызывала у учительницы некоторое недоумение. Ведь цифровое мышление свойственно мужской половине человечества. Женское мыслит образами. Единственное, что могло объяснить сей феномен – папа банкир.
Подростки по-свойски устроились на отдельных партах, дабы не мешать друг другу. Шелестели недолго. Притихли. Женщина внимательно посмотрела на каждого из своих учеников. Пять человек, пять личностей, пять разных по темпераменту характера. Но каждый стремится проявить себя, это их объединяет.
Понимая, что предстоит серьезная умственная работа, Майя Павловна подробно, по пунктам объяснила правила игры, можно сказать, провела инструктаж:
- Сначала прочту весь текст целиком. Ровно. Без выражения. Вам надо понять: что это. Прямая речь? Обращение? Мысль? Несколько мыслей? Вам следует определить жанр: повествование, эпистолярный, романтический, деловой…? Выявить – есть ли пропущенные слова, а, если таковые почувствуете: где и в каких местах следует ставить те или иные знаки вместо слов. Я буду диктовать медленно, без перерыва, не делая остановок. Вы сами решаете: где ставить точку, где запятую, где другие знаки, как отделять простые предложения, сложные, причастия, деепричастия. Относится ли текст лично к вам или еще к кому-то, есть ли в нем имена собственные, есть ли нарицательные. Готовы?
- Естественно! – отреагировала уверенно Желя.
- Пожалуй, - кивнул Андрон.
Любочка улыбнулась. Вовка заерзал на стуле. Игорь глубоко вздохнул.
Майя Павловна прочла:
- ТЕБЕ...
- Мне? – переспросил Вжик.
- И тебе тоже! – улыбнулась, наконец, серьезная учительница. – Текст называется «ТЕБЕ». Слушаем, не перебивая. Пишем молча. Не мешаем думать другим. Ясно?
- Ясно, - снова отозвался Вовка Вжик.
- Я сказала «молча»!
На этот раз Вовка просто кинул.
- «Тебе», - начала зачитывать текст Майя Павловна.

Ученики напряженно вслушивались в слова:
- «Хорошо ты не знаешь о своей красоте и люди не говорят тебе об этом а то пришлось бы с утра до вечера смотреть в зеркало и убеждаться в сей прекрасной истине хорошо ты не чувствуешь силы своего исключительного пытливого ума высокомерие сразило бы разум и отвратило от других людей хорошо никто на свете не убедил тебя в уникальности таланта и приходится ежедневно испытывать себя и доказывать всем что собственное внутреннее видение и последующее его выражение во всем что ты есть интересно это не интересно это гениально хорошо ежедневно восхищаться твоими чертами лица умиляться словами гордиться поступками хорошо знать что у тебя есть я а у меня есть ты не смотря на то что ты похоже не знаешь об этом хорошо ты не догадываешься и до конца не веришь как я люблю тебя ведь если бы была уверенность то обязательно бы возникла потребность разбить мое сердце бог».
- Текст понятен?
Молчание.
- Пишем!
Через десять минут с диктантом было покончено. Ученики покорно сдали контрольные листочки и вышли на перерыв.
Майя Павловна прочла:

«Владимир Вжик.
ТЕБЕ!
Хорошо - Ты не знаешь о своей Красоте! И люди не говорят Тебе об этом! А то пришлось бы с утра до вечера смотреть в зеркало, убеждаясь в сей прекрасной Истине!
Хорошо - Ты не чувствуешь силы своего Исключительного пытливого Ума! Высокомерие сразило бы Разум! И отвратило от других людей!
Хорошо - никто на свете не убедил Тебя в уникальности Таланта! И приходится ежедневно испытывать себя и доказывать - что собственное внутреннее видение и последующее его выражение во всем! Что Ты есть - Интересно! Это - не интересно! Это - Гениально!
Хорошо - ежедневно восхищаться Твоими Чертами Лица! Умиляться Словами! Гордиться Поступками!
Хорошо – знать, что у Тебя - есть Я! А у меня - есть Ты! Не смотря на то, что Ты, похоже, не знаешь об этом!
Хорошо - Ты не догадываешься! И до конца не веришь! Как Я люблю Тебя! Ведь если бы была уверенность - то обязательно бы возникла потребность - разбить Мое сердце!
БОГ!»
Учительница улыбнулась, и уверенно оценила работу холерика Вовы «5!»

Следующий был меланхоликом по складу характера. Вот что он написал:
«Игорь Томилин.
Тебе?
Хорошо: ты не знаешь о своей красоте? И люди: не говорят тебе об этом? А то пришлось бы с утра до вечера смотреть в зеркало, убеждаясь в сей прекрасной истине?
Хорошо: ты не чувствуешь силы своего исключительного пытливого ума? Высокомерие сразило бы разум… и отвратило от других людей?
Хорошо: никто на свете не убедил тебя в уникальности таланта? И приходится ежедневно испытывать себя и доказывать, что собственное внутреннее видение и последующее его выражение во всем, что ты есть, интересно? Это не интересно? Это гениально?
Хорошо: ежедневно восхищаться твоими чертами лица? Умиляться словами? Гордиться поступками?
Хорошо: знать, что у тебя есть я? А у меня есть ты? Не смотря на то, что ты похоже не знаешь об этом?
Хорошо: ты не догадываешься и до конца не веришь, как я люблю тебя? Ведь если бы была уверенность, то обязательно бы возникла потребность разбить мое сердце?
Бог?»
Майя, подумав, вывела «5?»

Взяв в руки листочек Жели снова улыбнулась. Ничего кроме цифр она и не ожидала увидеть. Там было:
«Анжела Заболоцкая.
Тебе
1. Хорошо, ты не знаешь о своей красоте, и люди не говорят тебе об этом, а то пришлось бы с утра до вечера смотреть в зеркало, убеждаясь в сей прекрасной истине;
2. Хорошо, ты не чувствуешь силы своего исключительного пытливого ума, высокомерие сразило бы разум и отвратило от других людей;
3. Хорошо, никто на свете не убедил тебя в уникальности таланта, и приходится ежедневно испытывать себя и доказывать, что собственное внутреннее видение и последующее его выражение во всем, что ты есть, интересно, это не интересно, это гениально;
4. Хорошо ежедневно восхищаться твоими чертами лица, умиляться словами, гордиться поступками;
5. Хорошо знать, что у тебя есть я, а у меня есть ты, не смотря на то, что ты похоже не знаешь об этом;
6. Хорошо, ты не догадываешься и до конца не веришь, как я люблю тебя. Ведь если бы была уверенность, то обязательно бы возникла потребность разбить мое сердце.
©Бог»

Снова не найдя ни одной ошибки в пунктуации, за «разработанный отчет» Майя Павловна выставила «5,0».

Что же нам выдаст сегодня наш медлительный, наполненный до бровей флегмой, Антоша? Даже интересно!
Майя прочла:
«Антон Бутурлин.
…тебе…
…хорошо… ты не знаешь о своей красоте… и люди не говорят тебе об этом… а то пришлось бы с утра до вечера смотреть в зеркало, убеждаясь в сей прекрасной истине…
…хорошо… ты не чувствуешь силы своего исключительного пытливого ума… высокомерие сразило бы разум и отвратило от других людей...
…хорошо… никто на свете не убедил тебя в уникальности таланта, и приходится ежедневно испытывать себя и доказывать, что собственное внутреннее видение и последующее его выражение во всем, что ты есть, интересно... это не интересно… это гениально…
…хорошо… ежедневно восхищаться твоими чертами лица… умиляться словами… гордиться поступками…
…хорошо… знать, что у тебя есть я… а у меня есть ты, не смотря на то, что ты похоже не знаешь об этом…
…хорошо, ты не догадываешься и до конца не веришь, как я люблю тебя… ведь если бы была уверенность, то обязательно бы возникла потребность разбить мое сердце…
…бог...»
Учительница написала: «…5…».

Сангвиника Любочку она считала своей надеждой. И та не подвела. Майе даже показалось, что ученица скопировала знаки препинания с ее собственного текста!
«Любовь Кудрявцева.
ТЕБЕ
Хорошо, ты не знаешь о своей красоте, и люди не говорят тебе об этом, а то пришлось бы с утра до вечера смотреть в зеркало, убеждаясь в сей прекрасной истине.
Хорошо, ты не чувствуешь силы своего исключительного пытливого ума, высокомерие сразило бы разум и отвратило от других людей.
Хорошо, никто на свете не убедил тебя в уникальности таланта, и приходится ежедневно испытывать себя и доказывать, что собственное внутреннее видение и последующее его выражение во всем, что ты есть, интересно. Это - не интересно. Это - гениально!
Хорошо ежедневно восхищаться твоими чертами лица, умиляться словами, гордиться поступками.
Хорошо знать, что у тебя есть я, а у меня есть ты, не смотря на то, что ты похоже не знаешь об этом.
Хорошо, ты не догадываешься и до конца не веришь, как я люблю тебя. Ведь если бы была уверенность, то обязательно бы возникла потребность разбить мое сердце.
БОГ».
Это была оценка «5+»

- Вы все написали правильно. Молодцы! Пять пятерок из пяти! – Подвела итог занятию воодушевленная учительница, бережно перебирая исписанные тетрадные листки.
Ученики, не отрывая взоров от педагога, понимали, что вопрос с финальной оценкой тоже решен на отлично!
Класс моментально опустел. А Майя Павловна еще долго, удивляясь многомерности русского языка, перечитывала всю пятерку блистательных работ!

Май 2019 г.

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения