Дорогие друзья, здравствуйте!
В продолжение наших повествований о видах ароматов и истории парфюмерии предлагаю себя переместить свое внимание на Европу и оценить, какой вклад в развитие всемирной парфюмерии внесла именно европейская цивилизация.
Как мы помним, в Древней Греции существовало довольно тесно общение человека с ароматом. Конечно, когда мы говорим о древнем мире, мы понимаем, что основное назначение ароматов было связано с общением с Богами. Однако, начало социального применения парфюмерии человечество заложило очень давно, и в Древней Греции (и, кстати, считается, что именно греки создали первое подобие современных жидких духов), и, конечно, в Древнем Риме уже существовали творческие личности, которые научились уже тогда создавать первые парфюмерные творения. А учитывая, что спирт им не был известен в ту пору, эта парфюмерия создавалась на основе доступных масел, например, оливкового или миндального.
К концу периода существования Римской Империи искусство парфюмерии уже находилось на достаточно высоком уровне, римлянами были изобретены новые способы получения ароматического сырья и созданы композиции, включающие в себя достаточное количество компонентов. О востребованности парфюмерии в Древнем Риме свидетельствуют многочисленные упоминания о применении пахнущих составов в очень разных целях — начиная от культово-религиозных, личных, социальных, эротических и заканчивая бытовым применением, как то, например, ароматизация дома, и даже в спортивных целях — натирали тело для лучшего состояния перед соревнованиями, и животным тоже досталось от любителей парфюмерии — считалось хорошим тоном и символом статуса поливать домашних питомцев ароматными композициями, что и делали с собаками, и даже лошадьми.
И, как мы уже говорили, особое внимание уделялось пониманию воздействия эфирных масел на организм человека целиком и на психику в частности.
Какие компоненты были, скажем так, в моде? Анис, ирис, корица, конечно, ладан, фиалки и розы, особо любимые римлянами, шафран и шалфей, лилия.
Период застоя в развитии парфюмерии в Европе средних веков продлился до самых крестовых походов. Ведь завоеватели везли домой самое ценное из тех стран, которые посетили, а на востоке духи к тому моменту составляли особую ценность и стоили, как золото. И именно этот факт прочно создал основу восприятия парфюмерии как символа статуса — самые дорогие компоненты были доступны самым богатым слоям населения.
А по законам моды того времени, любая тенденция спускалась от вышестоящего социального слоя в «низы», и в скором времени развитие парфюмерии в средневековой Европе начало набирать свои обороты и плотно вошла парфюмерия в формирование культурных ценностей Европы Высокого и Позднего Средневековья.
Считается, что Венеция стала «столицей» развития парфюмерного искусства по причине активного участия в торговле с большим количеством стран. А как мы понимаем, получая из разных стран все новые, интересные по запаху компоненты, парфюмер создавали все новые ароматы. Применялись и полюбились европейцам пряности, ввозимые с Востока, диковинные цветы, и травы: тимьян, корица, гвоздика, ваниль, перец, какао, мускатный орех. Конечно, повсеместно использовались компоненты европейского происхождения: лаванда, розмарин, базилик, шалфей, кумин…
В тот момент, когда европейцы познакомились со спиртом, многое изменилось и в парфюмерном искусстве. В XIV уже активно производились так называемые «душистые (ароматические) воды». Еще раз хочу подчеркнуть, что парфюмерия применялась не только для получения обонятельного удовольствия, но и в целебных целях: этими водами натирали тело при болезнях и для ухода за кожей.
Важный момент в становлении европейской парфюмерии случился с привозом португальцами и испанцами широкого спектра пряностей. Голландцы в тот период уделяли большое внимание выращиванию своих, местных компонентов для парфюмерии, и добавив к ним пряности, экзотические цветы, а также амбру и мускус создавали уже вполне полноценные парфюмерные композиции.
К XVII веку, что, собственно логично, так как настала эпоха Барокко, которая характеризуется невероятным стремлением к прекрасному, мода на парфюмерию уже захватила всю Европу. Вспомним только Короля Людовика XIV с его избыточным стремлением к вычурности и нарядности, которое проявлялось не только в костюмах, но и в использовании косметики,и, конечно, парфюмерии. Кстати, существует упоминание, что Король-Солнце требовал от своего парфюмера новые духи на каждый день! Именно в этот период и флакон для духов становится произведением искусства.
Модными и востребованными становятся роскошные и по цене и по аромату роза, жасмин и тубероза.
И если до недавнего периода парфюмерией занимались в основном алхимики и аптекари, то в этот период происходит практически монополизация королем парфюмерной промышленности.
В тот период в моду вошли перчатки, которые изготавливались в том числе и из кожи, и ароматические вещества применялись для того, чтобы отбить очень неприятный запах дубильных веществ. Кто бы в тот период мог подумать, что в истории возникнет король, который будет требовать создать для него парфюм именно с запахом... кожи, от которого так тщательно старались избавиться перчаточники! Но это будет позже…
А закончим свой рассказ на сегодня упоминанием короля Людовика XV, которого называли «Королем духов», а его дворец «ароматным дворцом». Парфюмерное дело окончательно стало ИСКУССТВОМ, в использование вошли уже стеклянные флаконы, украшенные золотом и драгоценными камнями, что еще больше подчеркнуло значимость парфюмерии в жизни людей.
Это было начало Эпохи Просвещения...
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения