Сегодня мы вступаем в серьёзную тему – ребёнок и школа. Вступаем в июне, чтобы извлечь максимум пользы из летнего чтения.
Много вопросов?
Будем задавать.
Мало ответов?
Будем искать.
Начну с крамольного утверждения – ребёнок не должен быть отличником.
Он, конечно, может им стать. Если вундеркинд и память феноменальная. Или если попадёт в откровенно слабую школу и класс середнячков. В целом, если общий уровень развития и эрудиции ребёнка превышает школьные требования.
Может, но не должен.
Более того, ребёнку невыгодно быть отличником.
- Почему невыгодно? – слышу я негодующий голос множества поколений мам и пап с высшим образованием. – Каждый знает, сначала ты работаешь на зачётку, потом зачётка работает на тебя.
Поверьте, я знаю.
Школа с медалью, институт с красным дипломом, комсомолка, спортсменка, активистка.
Абсолютно уверена, что отличницей быть проще – это непробиваемая защита.
Там, где другому поставят тройку, отличнику ставят пять, памятуя о его прежних заслугах и планируя, что именно он поедет на олимпиаду и будет делать доклад для НОУ. Не захотят портить аттестат, но захотят иметь гордость класса и школы. Можно пропускать уроки, можно не приносить справки, можно прокалывать нос - можно почти всё, потому что отличные оценки – это крепкая позиция. Это то, что вселяет в ребёнка уверенность и создаёт вокруг него кокон «непобедимый». Постоянно объясняю это племяшке: будь отличницей – это проще. Хорошо, что не слушает.
Проще.
Но невыгодно.
Про первую невыгоду расскажу сейчас, а про вторую ... Не будем забегать вперёд, дойдёт время и до главной.
Первая невыгода
Комплекс отличника
Комплекс отличника – это, простыми словами, страх совершить ошибку. Привычка быть успешным ставит ребёнку подножку ровно в те моменты, когда успешным быть не получается. Не получается на пять, хотя разве четвёрка плохая оценка? Что говорить про тройку, двойку, кол. Мир рушится, и ребёнок начинает чувствовать себя плохим.
Такая, казалось бы, мелочь – «Эх ты, не мог на пятёрку написать» - становится не просто поводом для испорченного настроения, а основой для психологической травмы. Потому что отличник привыкает не просто к пятёркам, но к похвале окружающих, к гордости родителей, к уважению учителей, к восхищённым глазам одноклассников. В начальной школе хорошие оценки повод для любви и дружбы, просто запомните это, нам потом придётся вернуться к этому пункту.
Привычка к непогрешимости имеет несколько следствий.
Как вы думаете, какие нежелательные побочные эффекты может вызвать статус отличника – человека, который всё знает и никогда не ошибается?
Пишите ваши версии в комментариях, а мы продолжим обсуждение в следующем номере журнала «ТАКт» в статье «Ребёнок и зелёная корона одиночества».
Также вы можете влиять на наполнение рубрики «Ребёнок и…», если напишете, о чём вам хочется прочитать:
«Ребёнок и … что»?
Мне гораздо приятнее делиться с вами тем, что интересно вам. Меня надо просто об этом проинформировать.
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения