Начало здесь - Ребёнок и творчество, Ребёнок, джинсы и аквагрим, Ребёнок и ремень.
«Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное
эхо»
Мать Тереза
Похвалить, на первый взгляд, очень просто. Хотя часто мамы, особенно талантливые во многом, обращаются с проблемой: «Не могу любить то, что приносит мой ребёнок с уроков труда, рисования и прочее. Там всё настолько косое, кривое, неправильное, как вообще это можно хвалить!»
С одной стороны, не могу не признать – косое и кривое хвалить сложно. Просто только людям с щедрым сердцем, которые видят не предмет, а любовь ребёнка, который вместо того чтобы мультики смотреть, старался порадовать маму. С другой стороны, не могу не согласиться, если хвалить безоглядно, ребёнок вырастает уверенным, не боится совершать ошибки, но совершенно неизвестно, как он будет воспринимать критику, когда она появится, и может очень долго повторять одни и те же ошибки. Зачем меняться, если всё хорошо?
Сейчас дам секретное оружие, которое решает обе эти проблемы и, сохраняя атмосферу любви, наполняет её движением к росту. Оно называется стимулирующая обратная связь СОС и состоит из трёх шагов.
Давайте разбирать на конкретном примере.
Допустим, дети шили золотую рыбку, и учительница, посмотрев на труды вашего чада, поставила тройку. Вопрос: какой конец ждёт рыбку?
Правильно ответили те, кто сказал, что ребёнок её спрячет или выбросит. Скорее всего так и будет. Никто не пришёл в этот мир, чтобы быть плохим. Никому не нравится низкая оценка.
Раз рыбка виновата в том, что детке плохо, пусть её никто не увидит, а страницу из дневника можно и выдрать. Всё. Снова хороший и любимый.
Теперь представьте себя на месте учительницы и посмотрите на рыбку, которую принёс вам грустный ребёнок, которому не хватило решимости выкинуть её сразу. Он вам её протягивает, пряча глаза. Что делать будем?
Шаг 1
Трижды похвалите произведение искусства.
Только ни в коем случае не в общем. Слова «Ай, какая удачная рыбка, красавица просто!» хороши для начала разговора. Позвольте ребёнку им не поверить. Он же только что слышал совсем другое. Но слёзы высохнут, проснётся любопытство. В любом возрасте хочется быть хорошим, и ребёнок очень быстро может пробежать дистанцию между недоверием, доверием и верой. Не нужно делать длинную паузу, сразу продолжайте.
Внимательно разглядывая рыбку вместе с ребенком, найдите и выделите три конкретных плюса его работы.
– Глаза очень живые, удачные пуговички подобрал, и пришил ровно. Чешуя, как настоящая – это из чего придумали нашить? И плавник как раз на месте, у рыб всегда так бывает.
Необязательно говорить все три плюса в одном предложении. Это диалог. Ребёнок может в нём участвовать, отвечать на ваши вопросы, рассказывать, кто придумал чешуйки из фольги нарезать, как сделали конфетти дыроколом. Как по линейке отмерить место для плавника.
Этот процесс создаёт не только позитивные эмоции и хорошую атмосферу. Три
конкретных факта формируют твёрдое основание для роста внутренней уверенности.
NB Никогда не придумывайте то, чего нет. Если плавник пришит криво, похвалите шелковистую материю. Расцветку. Сочетание цветов. Размер рыбки. То, что ребёнок сделал целых восемь стежков вдоль одной линии. Только то, что на самом деле можно похвалить.
Поверьте, даже если на первый взгляд это кажется невозможным, три конкретных плюса можно выделить всегда.
Шаг 2
Выделите одну зону роста.
Для этого нужно найти один самый главный недостаток. Самый главный – тот, который
а) можно наиболее быстро и наименее энергозатратно исправить,
б) что даст наиболее очевидный эффект.
– Думаю, если подправить хвостик, тогда твоя рыбка станет просто золотой!
Шаг 3
Дайте инструкцию.
Помните: никто и никогда не будет делать неправильно назло. Исключая случаи детской вредности «назло тебе пойду гулять без шапки, отморожу уши, заболею и умру». Но это отношения надо заранее испортить.
Как правило, ребёнок делает неправильно, потому что не знает как.
Подправить – это понятно взрослому человеку, который умеет шить. Всем детям и подавляющему большинству взрослых это непонятно: подправить – это расширить или сузить, вытянуть или подрезать, добавить толщины или взять ткань другого цвета?
Пользуясь максимально простыми словами, объясните пошагово, что ребёнок должен сделать, чтобы устранить главный недостаток работы. И – это обязательно – объясните логику этого изменения.
На предыдущем этапе похвалы атмосфера стала доверительной и креативной. Сейчас ребёнок с удовольствием возьмётся за работу.
NB Тренируйтесь – это не так просто, как может показаться. Вам нужно уметь реагировать быстро, честно и вовлекающее.
Напишите в комментариях, как у вас получилось давать СОС? На какой «золотой рыбке» тренировались? Как реагировал ребёнок?
В следующем номере продолжим разговор про секреты стимулирующей обратной связи.
С уверенностью в том, что СОС лучше, чем SOS,
Елена Акимова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения