Остросюжетные фильмы, триллеры, ужасы и другие леденящие кровь произведения киноискусства я не смотрю. Скучно, страшно, неприятно, некрасиво. Но даже из этого общепринятого мной правила имеется исключение. Как минимум одно, над максимумом я еще не размышляла.
Итак, позвольте мне представить вашему вниманию фильм Луиса Бунюэля «Ангел-истребитель» 1962 года.
Действие фильма разворачивается со странного непослушания. Слуги уходят из господского дома, несмотря на все предупреждения об увольнении или еще каком-то наказании. Музыка, сумерки, приготовление к званому вечернему ужасу. Медведя отпускают погулять в сад, оставшийся слуга разносит кушанье. Чудесно, завязка обещает великолепную драму.
Но сюжет фильма выкидывает зрителя в море абсурда и непредсказуемости. Культурный человек становится слишком культурен, до одурения и изнеможения. От бессилия и невозможности изобрести способ уйти от культуры самые слабые духом поддаются объятиям смерти. Самые психически неустойчивые стали «вспоминать» заветы предков по самовыживанию в крайне тяжелых условиях. Культурные нормы и человеческая речь стали стираться из памяти. Один человек предъявляет другому человеку обвинения в том, что тот человек, только человек, пахнущий человеческой плотью.
Единицы остались верны цивилизации, но призывы оставаться человеком заглушала ярость и животная агрессия. Человек способен забыть о своем происхождении и о становлении как человеческого существа, порожденном культурой. Он готов вернуться на один уровень с животным существом, у которого нет ни вины, ни стыда, ни мыслей о будущем и о том, что кто-то что-то скажет плохое и предосудительное.
Желание прослыть воспитанным членом общества оборачивается в самые обычные человеческие потребности: пить, есть, спать и не испытывать боль.
Невозможно в такой ситуации оставаться в трезвом рассудке. Жизнь в комнате становится объектом пристального внимания, на наших глазах рождается одно из самых первых остросюжетных реалити-шоу, у которого есть только исходная точка – нечто, что похоже на начало.
Вмешательство случайного воспоминания разрезает ситуацию на две части. Исходом абсурда становится месса в церкви, в которую вновь вмешивается желание прослыть воспитанным человеком.
Законы общества и моральные нормы, которые являются якобы общепринятыми вступают в жесткую схватку с адекватностью восприятия мира. Принцип реальности тонет в стремлении казаться благочестивым воспитанным человеком.
Фрейд в работе «Неудовлетворенность культурой» писал, что первыми культурными деяниями были использование орудий труда, укрощение жилья и постройка жилищ.
Луис Бунюэль в фильме «Ангел-истребитель» показывает ровным счетом иную картину, которая движется в обратном порядке. Оказавшись в ситуации, когда невозможно пользоваться орудиями труда из-за утраты навыка это делать (ведь есть слуги и иные знающие, как пользоваться специальными предметами), когда огонь еще служит человеку, но построенное жилище уже подверглось разрушению, человек начинает забывать о том, что значит быть человеком.
Фильм заставляет смеяться и недоумевать. Да как же так можно? Неужели человек – такое тупое существо? Вопрос остается открытым, поскольку раз оказавшись в положении дурака, человек не извлекает уроки.
Приятного просмотра и удивления от абсурда происходящего на экране и не только.
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения