Адыгея – это удивительный и сказочный мир, где воедино переплелись неповторимая природная красота, легенды седой старины и яркая колоритная культура. Здесь складывался Нартский эпос, проходил Великий Шелковый путь. Много удивительных загадок хранят горы, реки и сохранившиеся в первозданном виде леса Адыгеи. Даже мне несмотря на то что я изучаю искусство северного Кавказа не первый год как казалось, что этот регион крайне анахроничен, в этом году я убедилась в обратном.
С 1936 года данная территория является Адыгейской автономной областью. В 1992 году она превратилась в Республику Адыгея. Язык коренного населения – адыгейский, хотя русский там понимают и почти все на нем говорят.
Большинство населения исповедует христианство либо ислам. Однако ни одна из религий не является объединяющей для жителей республики, так как духовная культура Адыгеи основана в большой степени на Адыгэ Хабзэ – этико-философской доктрине черкесов, касающейся моральных и этических законов, отношения к старшим, родителям, женщинам, а также содержащей советы касательно поведения в той или иной ситуации и о разрешении споров.
Поскольку кодекс не указывает на необходимость придерживаться какой-либо религии, но и не запрещает явно ни одну из них, адыг может исповедовать любую веру или быть атеистом, и все равно оставаться адыгом, пока придерживается доктрины.
Хочу отметить тот факт, что в современном адыгейское обществе не принято открыто заявлять о своих религиозных предпочтениях, скорее принято всячески подчёркивать свою национальную принадлежность, знание и уважение к собственной истории, а самое главное к национальной культуре. Сюда входит знание родного языка, большая часть жителей республики прекрасно говорят на адыгейском языке и конечно же изумительно говорят по-русски. Вообще билингвальные общества вызывают у меня глубокое уважение, а человек ещё владеет диалектами, то это просто прекрасно.
Майкоп, как центр культурной жизни республики на мой взгляд прекрасно справляется с сохранением культурного наследия народа. Самым большим центром изучения и накопления научного знания по праву считается Адыгейский государственный университет, а если быть точнее, то это факультет адыгейской филологии и культуры.
С точки зрения культурологического образования это уникальное учебное заведение, вот только небольшой список научных дисциплин, которые изучаются молодыми специалистами: адыгейский этикет, адыгская этика, традиционная поведенческая культура адыгов, фольклорная культура адыгов, история кавказских языков, диалектная картина мира адыгейского народа. адыгейская драматургиях и поэзия, детская адыгейская драматургия и литература, литература адыгов зарубежья, конфессиональная культура адыгов. Этот лишь малый перечень предметов, который показывает нам насколько серьёзна научная база университета. Надо отметить, что интерес у молодежи к своей культуре и самобытности велик, так как наборы студентов на факультет проходят каждый год и они чрезвычайно большие.
Культурная жизнь республики насыщена различного рода мероприятиями, но исходя из названия нашей статья, мы остановимся именно на самых ярких современных событиях культурной жизни, таковым можно считать традиционный республиканский конкурс молодых модельеров и дизайнеров «Молодёжный подиум». В 2015 г. два молодых модельера Рузана Кубова и Дана Терчукова представили коллекцию «Княжна» в основу, которой лег образ черкесской. Пять моделей в атласных платьях бежевой, серой, белой и светло-коричневой однотонной цветовой гамме смотрятся сошедшими с гравюр XIX в.
Ниспадающие складки атласного, воздушная органза в сочетании с тяжёлым, украшенным стразами и камнями, поясом - обязательным атрибутом парадного платья черкешенки, украшенные стразами и кружевами нарукавники и орнаменты тонкой повязки на голову - создают образ стильной и изысканной красавицы.
В течении последних трех лет начиная с 2015 года начинающие дизайнеры из России и стран СНГ – студенты лучших учебных заведений в сфере моды и дизайна - представят свои коллекции в Адыгее на международном фестивале «Этномода».
Главная особенность этого конкурса – его национальный колорит. Это не просто фестиваль моды. Это возможность познакомиться с культурой, историей разных народов. На Кавказе, костюм всегда был отражением национального характера – храбрости, воинственности мужчин и грациозности женщин.
Конкурс проходит в формате модного показа. Молодые дизайнеры рассказывают через костюм о культуре своего народа и представят свое творчество в четырех номинациях. «Этномотивы в современной одежде» - это коллекции с народными мотивами в современной интерпретации, «Этно» - одежда для театра в национальном стиле, «Прикладное творчество и модные аксессуары в стиле ЭТНО» - украшения, головные уборы, обувь с использованием национальных элементов и «Экзомода» - коллекции на тему национального костюма в различном стилевом решении. В последние несколько лет мы наблюдаем появление очень сильных дизайнеров на Кавказе, которые создают интересные образы, смело объединяя национальную самобытность с передовой модной стилистикой. Это верный путь, т.к. традиции можно сохранить, только развивая и интерпретируя их в контексте современности. Отметим коллекции Хаджемуковой Фаины и Шовдыговой Марины (Майкоп), Федотовой Виктории (Майкоп), Гобеевой Аланы (Владикавказ), Цхобребовой Зарины и Габараевой Кристины (Владикавказ), Анны Поповой (Майкоп), Ушар Саины (Нальчик), Бекоева Хоха (Цхенвал), Тлуповой Марианны (Нальчик), Глашевой Фатимат и Салакаевой Адили (Нальчик), Бриковой Виктории (Майкоп).
В республике развито хореографическое и музыкальное искусство. Танец на Кавказе это пожалуй самое первое, что приходит на ум, когда мы говорим о культуре региона. В Майкопе не первый год проходит региональный фестиваль-конкурс хореографического искусства «В ритмах народного танца», посвященный Международному Дню танца.
Фестиваль призван объединять творческие коллективы, работающие в жанре национального танца, способствовать сохранению и развитию хореографических традиций разных народов, оказывать поддержку творческих начинаний, укреплять традиции межнационального культурного сотрудничества.
Интерес к национальной музыки так же крайне велик в республике, да и на всё Северном Кавказе в целом. Народная музыкальная культура адыгейцев включает песенное творчество и музыку к танцам. Как правило, песни имеют хоровое сопровождение. Древнейшим видом песенного творчества является форма оред (йоред) — мужская песня, исполняемая в характере речитатива певцом-солистом с сопровождением унисонного хора. Тематика этих песен разнообразна: сказания нартовского эпоса (нартыэто народные герои у адыгейцев), героические военные, походные, охотничьи и др. Особую группу составляют песни о борьбе за независимость адыгейцев и песни в честь павших героев — игыбыз. Песни, исполняемые в быстром темпе, сопровождаются игрой на инструментах и, как правило, связаны с танцами. Эти песни отличают чёткая ритмика и живой, весёлый характер. По тематике они разделяются на бытовые, любовные, юмористические, сатирические. Кроме песен, сплошь идущих с инстр. сопровождением, встречаются песни, основанные на чередовании вокальных и инструментальных эпизодов. У адыгейцев 2 основных типа нар. танца: удж — парный; зафак, загатлят, исламей — групповые, бытующие во многих вариантах. Среди адыгейских народных инструментов: пхачич (ударный), камыль (дух. инструмент типа продольной флейты), шичепшин (двуструнный смычковый инструмент).
В 2017 году в Адыгее вышла в свет уникальная книга о музыкальном инструменте шичепшине. Автор "Атласа черкесского (адыгского) шичепшина" — фольклорист, мастер народных промыслов, музыкант Замудин Гучев — собирал исследовательский и практический материал по инструментальному направлению традиционной музыкальной культуры черкесов почти три десятилетия.
Народное искусство – явление незамкнутое в себе, оно живет и развивается в непосредственных связях культур, взаимодействуя, получая новые импульсы. Эти процессы находят отражение в культурном сотрудничестве Республики Адыгея и Краснодарского края. Так творческие коллективы города Адыгейска, Теучежского, Тахтамукайского и Кошехабльского районов ежегодно принимают участие в праздничных мероприятиях городов Краснодара, Курганинска и Лабинска.
Совершенно уникальным видом декоративно-прикладного искусства для Адыгеи является художественный войлок. Изделия из войлока защищали горцев от сурового климата Северного Кавказа, служа отличным терморегулятором. Дело в том, что натуральная овечья шерсть, из которой сделан войлок, отлично поглощает и испаряет влагу, оставаясь при этом сухой и тёплой. По словам медиков, именно такое сухое тепло помогает при простуде. Овечья шерсть и овчина заживляет раны и ускоряет сращивание костей при переломах. Поэтому неудивительно, что черкесы круглый год пользовались войлочными вещами.
В 1807 г. немецкий востоковед и путешественник Генрих Юлиус Клапрот писал: "Во время походов небольшое седло служит черкесам подушкой, лежащий под ним кусок войлока - постелью, а бурка - одеялом. При плохой погоде они делают себе из войлока небольшую палатку, которая подпирается деревянными жердями". А рисунки по войлоку, даже самые простые, были необходимой частью древних адыгских поверий. По черкесским обычаям, магические послания, зашифрованные в орнаменте, придавали войлоку больше силы.
Этот вид декоративно-прикладного искусства сейчас невероятно популярен среди молодёжи Адыгеи. В институте искусств Адыгейского государственного университета активно развивается художественный войлок. Более того декан факультета специализируется в своей творческой работе именно на войлоке. Елена Абакумова фактически восстановила в Адыгее традиции войлоковаляния и возродила к нему интерес.
Культура является важнейшей составляющей жизни общества и несет в себе колоссальный позитивный заряд. Она способна объединять людей и целые народы, делать их существование более наполненным и осмысленным, предоставить каждому возможность для самовыражения.
Поверьте, Северный Кавказ и республика Адыгея в частности это места, которые должен посетить каждый человек, который проживает в России. Невероятное сочетание современности и традиции, в XXI веке согласитесь это уникальное явление!
(фото предоставлены автором и имеют маркировку источников)
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения