Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

СОЗДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА

Доброго времени суток вам, дорогие читатели самого ТАКтичного журнала!

 

В прошлом выпуске журнала мы задали вам вопрос, что именно из сферы имиджа более актуально для вас. И мы очень благодарны за обратную связь! Большое спасибо всем, кто написал в журнале, в соц.сетях и в письмах нам свои вдумчивые вопросы.

Ответим на все!

Сегодня затронем тему, озвученную в своем вопросе Ириной, мамой начинающей вокалистки.

Вопрос звучал так: «Добрый день! Как мама начинающей вокалистки, которая часто задаётся вопросом "что на этот раз надеть на выступление?" - тоже озадачена. Понятно, что нужно соответствовать характеру песни и номера, но, возможно, есть какие-то секреты, которые применимы в любой ситуации? Спасибо!»

Конечно, Ирина, Вы правы, соответствие костюма вокалиста характеру песни и номера очень важны.

Также, полагаю, Вы слышали такие советы от педагогов по вокалу: «Одежда для сцены не должна состоять из вещей повседневной носки», «Вокалистка на сцену всегда должна выходить на каблуках, хоть маленьких, но обязательно на каблуках!».

Но я считаю, что заниматься деталями всегда лучше, зная основы. Поэтому, сегодня за основу я предлагаю вам алгоритм создания образа, который, кстати, подойдет для понимания не только вокалистам, но и всем нам, так как он создан по все тем же принципам, которые работают и в жизни.

Для более четкого понимания задачи напомню, чем отличается стиль от имиджа.

В данном контексте будем говорить о СТИЛЕ, как о САМОМ ПЕРВОМ впечатлении, когда вокалист вышел на сцену и еще пока не начал петь и двигаться - это «картинка». А это — внешность (природные данные), одежда + аксессуары. Т.е. «молчаливый» способ самовыражения личности.

ИМИДЖ— это и полноценное ПЕРВОЕ впечатление и ВТОРОЕ впечатление (и внешний вид, и мимика, и жесты/движения, и голос), все, о чем мы уже ранее писали.

И, конечно, репутация.

 Тата Абрамович. Создание сценического образа

Учитывая, что мы с вами общаемся на территории САМОГО ТАКТичного журнала, мы не станем анализировать и препарировать известных исполнителей, соблюдая тактичность, хотя, конечно, такой анализ был бы очень ярким наглядным пособием.

Мы смоделируем свою ситуацию.

Например, участие исполнителя в конкурсе. Почему я беру за пример конкурс? Потому что, как правило, на конкурсах помимо зрителей, есть еще и жюри, и очень важно заранее смоделировать, какое вы хотите именно на них произвести впечатление.

Итак, при подготовке к конкурсу хорошо бы знать состав жюри или уровень компетенции жюри (согласитесь, на отборочном концерте в школе будет несколько другой уровень притязаний жюри, нежели на Евровидении или на поступлении в ВУЗ). Это знание поможет определиться с выбором репертуара для получения более высоких оценок как следствие правильно созданного вами впечатления. Т.е. ответить себе на вопрос: «Что я им хочу сказать/донести?»

Для не поющих предлагаю воспринимать здесь жюри как адресата имиджа — т. е. Те люди, на которых вы намерены произвести впечатление.

Помня о том, что вы сами в себе несете уже вполне красноречивую информацию: вы блондинка (блондин) или брюнетка, худенькая или полненькая: а еще вы активный, драйвовый человек или нежный и очень спокойный, и это выражается в вашей мимике, жестах, движениях, все равно проскальзывает ваш темперамент и состояние, замечаете вы это или нет. Понимая ожидания жюри (адресата имиджа) от вашего выступления, уже можно делать первые выводы, которые приведут к выбору песни.

Очень много подсказок к выбору образа содержится в самой песне!

Для начала очень важно ознакомиться со смыслом и содержанием песни. Особенно важно вникнуть в смысл и изучить историю создания шлягера, если вы исполняете его на иностранном языке, так как от этого во многом зависит (и напрямую зависит!) выбор и цвета костюма, и стиля и пр.

И вот вы уже знаете ожидания жюри, понимаете, какое впечатление производит ваша внешность, и выбрали песню не только по вашим вокальным возможностям и с учетом ваших (и жюри, или зрителей) музыкальных пристрастий, а еще и «свою», такую по ритму, темпу и смыслу, которая вам близка, которую вы можете искренне прожить на сцене.

Теперь время подумать о поведении на сцене. Если вы человек активный и песню выбрали быструю, яркую, вы отчетливо понимаете, что нельзя просто стоять как истукан, и вам нужно будет двигаться, или хотя бы пританцовывать в такт музыке.

Вы спросите, для чего я описываю все эти нюансы по выбору композиции, жюри, манере поведения на сцене? Какое это имеет отношение к стильному образу? Непосредственное!

Первое, что «считывает» человек из вашего внешнего образа, глядя на вас — цвет. В первые секунды, пока глаз не распознал детали, стили и т. д. Мозг уже эмоционально отреагировал на цвет вашего костюма.

Поэтому начинать «ваять» свой сценический образ необходимо отталкиваясь от выбора цвета. Как вы догадываетесь, здесь БОЛЬШУЩЕЙ подсказкой вам будет знание психологии цвета. Вы легко найдете литературу, которая расскажет вам, как люди воспринимают различные цвета, и более того, как можно управлять впечатлением с помощью правильного выбора цвета одежды. Конечно, вы можете обратиться к стилисту, если у вас есть сложности со временем или с понимаем теории цвета. Самый банальный пример — петь очень легкую, радостную, веселую и вдохновляющую песню все же лучше в желтом, нежели в темно-болотном наряде, не правда ли? Конечно, важно учитывать и свои природные данные (и цвет волос и кожи, и даже размер тела — некоторые цвета делают вас полнее, особенно на экране, если вас снимают на камеру, некоторые наоборот, как бы «уменьшают» вас в глазах смотрящего, и поверьте — это далеко не всегда черный. Но в одной короткой статье невозможно дать подсказки людям всех цветотипов. Поэтому исполнителям ОСОБЕННО важно единожды ознакомиться с теорией природных колоритов. Можно это, конечно, сделать и посредством интернета, но именно в этом вопросе я советую ВСЕГДА обращаться к профессионалам, у которых «хороший» по восприятию цвета глаз.

И вот, допустим, вы выбрали варианты цвета, которые соответствуют и вам и исполняемой вами песне, и вы полагаете, что удовлетворите жюри цветом своего костюма. Но! Очень большое влияние на восприятие цвета оказывает контекст. В данном случае — задник сцены. Т.е., фон, на котором будет восприниматься ваша фигура зрителями во время выступления. Существуют визуальные законы: один цвет на фоне другого теряется, в другом случае — наоборот, выигрышнее смотрится. К сожалению, универсальных советов в этом вопросе нет — все зависит от всего, а еще и от освещения.

Но мы вернемся к алгоритму создания образа.

Итак, уже есть частичная ясность, но мы еще должны собрать детали нашего пазла.

Какой стиль костюма выбрать? Романтический, агрессивный, нейтральный — также зависит от стиля композиции и харизмы исполнителя. По моему мнению, процент приоритета — 50х50% между харизмой и стилем музыки. Поскольку вы транслируете себя в каждом малейшем жесте, движении и мимике — костюм должен быть «ваш» по темпераменту, но при этом соответствовать музыки. Согласитесь, нелепо будет смотреться активно прыгающая и фонтанирующая драйвом исполнительница бешенной по энергетике песни в платьишке с оборочками. Также как скромная по натуре девушка, надевшая очень сексуальное алое платье с открытой спиной и разрезом по мягкое место, прикрывающая его при каждом движении, и исполняющая глубокую, душещипательную песню о смысле жизни. При этом, для того чтобы не соответствовать шаблонам, КРАСИВО нарушать стереотипы, нужно хорошо разбираться в стилях одежды, так как в каждом из них заложен СМЫСЛ и в каждом есть бессознательно считываемая информация.

Выражается характер песни и исполнителя с помощью визуальных «инструментов» - линий, фактур, форм и силуэтов. Пример — эмоция расслабленности передается мягкими, драпирующимися тканями и струящимися, плавными формами. Напряжение — контрастными цветами, «колючими» рисунками с острыми формами, «жесткими» формами и т. д.

Этот комплект «инструментов» в каждом отдельно взятом случае будет свой, поэтому и нет универсального совета.

И плюс ко всем уже обсужденным деталям мы добавляем макияж и прическу — в соответствии с выбранным образом в одежде.

И если именитые звезды, имеющие подтвержденный профессиональный уровень, собственный уникальный стиль, умеющие осознанно управлять производимым впечатлением, имеющие широкую аудиторию слушателей могут смело, нарушать границы дозволенного при создании сценического образа, то начинающему исполнителю, у которого есть потребность в признании и оценке как жюри так и (главное!) зрителями, находящемуся в поиске своего почерка в профессии и наилучшего личностного ресурса, не имеющего четкого понимания своей аудитории слушателей, но пытающегося найти СЕБЯ в творчестве, все же лучше понимать, КАК донести свой творческий посыл ЦЕЛОСТНЫМ, ГАРМОНИЧНЫМ ОБРАЗОМ.

 Тата Абрамович. Создание сценического образа

Итак, коротко алгоритм создания образа:

1. Уместность исполнения формату мероприятия — конкурс, концерт, корпоратив...

2. Понимание ожиданий адресата — для кого пою, как воспримут, чего хотят.

3. Знание своего индивидуального стиля — цвет, форма, фактура, стиль одежды, наиболее походящие природным данным.

3. Стиль музыкального произведения.

4. Смысл музыкального произведения.

 

… а главное — глубоко слушайте себя и музыку в вашей душе и в музыке есть все ответы на все вопросы.

Тата Абрамович

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения