Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

ЦВЕТОМ ПО НАЖДАЧКЕ

Если за чем-то новеньким идти, то в Эрарту. Здорово, что в Санкт-Петербурге есть это пространство. В Эрарте можно найти практически все! Провокации, нелепость, глупость, сложные размышления, интерес, любопытство, озорство, эксперименты и поиски. Но в этот раз получилось обнаружить любовь, нежность, ожидание в сопровождении с нотками грусти и открытость всего мира.

Впервые я решилась на эксперимент и провела психоаналитическую экскурсию в музее Эрарта. Мое психоаналитическое мышление подсказало идею обратить внимание на художника Петра Дика. Его техника – пастель по наждачной бумаге, - вызвала сначала содрогание от въедливого шуршания мелков по острой наждачке, а потом неподдельный интерес.

ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. ЦВЕТОМ ПО НАЖДАЧКЕ

Рис. 1. Петр Дик. Источник

При подготовке к экскурсии я пытаюсь уловить нить почерка художника, его настроения, размышления об искусстве, о своей работе, о том, что такое искусство и какое отношение выстраивается между произведением искусства и художником.
Выставка привлекла мое внимание не только необычной поверхностью для письма, но и размышлениями самого художника.
«Искусство – это способность любить, быть открытым миру. Именно в силу этой способности искусство объединяет людей высшей творческой радостью. Попытаюсь сказать это точнее. Когда мне стало ясно, что ненависть разъединяет, а любовь объединяет, потому что она открывает человека, мне стали понятны слова Александра Блока о том, что лишь влюблённый имеет право на звание человека. Это в широком смысле слова, в широчайшем. Только через способность любить может быть достигнуто созидательное начало и наша жизнь осмыслена в той степени, в какой мы способны к созиданию».

ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. ЦВЕТОМ ПО НАЖДАЧКЕ

Рис. 2. Девочка в проеме. Источник

Петр Дик обращает зрителя к открытости мира, к незаконченности творения, к возможности превращения в любой момент, даже если вдруг всего лишь тихонько послышится ветер, статичного состояния в живой отклик на то, что происходит вокруг.
Картина кажется монохромной, белый, черный, коричневый и их инварианты на самом деле создают симфонию впечатлений, которые выписывают ожидание, любопытство, спокойствие и способность принять неизвестное.
Темнота не пугает, не формирует глухое и непреодолимое препятствие.

ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. ЦВЕТОМ ПО НАЖДАЧКЕ

Рис. 3. Маяк. Источник


Ассоциации, которые рождаются при взгляде на работы Петра Дика, удивляют. Хочется погрузиться в мир, к которому предлагает прикоснуться художник. Хочется услышать звуки, окружающие изображаемое пространство. Но совсем не хочется бежать от картин в состоянии испуга и паники.
Картины как будто не из современности, некий анахронизм, который дает возможность сделать остановку для того, чтобы прислушаться и всмотреться.
Не известно, чем закончится эта остановка: новым рождением или продолжение работы старых, до боли знакомых мыслей, от которых хочется избавиться.
И каждый раз при взгляде на следующую картину Петра Дика, убеждаешься, что любая мысль ценна, любая тростинка может стать ключевой в структуре картины. И совсем не хочется отклонять взгляд от картин художника..

ОЛЕСЯ ДУБРОВСКИХ. ЦВЕТОМ ПО НАЖДАЧКЕ

Рис. 4. Тюльпаны. Источник

«Мне бы хотелось погрузить зрителя в атмосферу тишины. Это так естественно, особенно сегодня, когда кругом оглушительные звуки, бешеные ритмы, – чтобы услышать и быть услышанным нужна тишина. Хотелось бы вернуться к человеку, человеческому и в меру сил своих вернуть искусству не внешнюю динамику, а внутреннюю.» (источник).
Посмотрите на картину, вдумайтесь, какого бархатно-фиолетового цвета черные тюльпаны, скольких цветов здесь тюльпаны, и чем негатив отличается от обычного цвета. Удивительно, что картины не подлежат единственно верной дешифровке. Для каждого зрителя она несет свой свет.
Здорово знакомиться с чем-то новым и глубоким, глубоким в первую очередь не по форме и додумываю за автором в попытках его оправдать. Глубину можно «измерить» свободными ассоциациями, которые дают откровение. Откровение о себе через подчинение наждачной бумаги.

Олеся Дубровских

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения