С одной стороны мир высоких технологий сделал нашу жизнь гораздо удобнее, комфортнее. Чтобы изучить что-то новое, нам уже не нужно бежать на другой конец города и часами сидеть в библиотеке, да что там – на другой конец света лететь не нужно! В два клика можно получить любую информацию, отправить письмо, совершить покупку. Сегодня даже в магазин можно не выходить – по первому требованию на порог квартиры доставят все необходимое. Теоретически у человека должно было появиться больше свободного времени, чтобы развиваться духовно: читать, путешествовать, ходить в театр, кино, на выставки и т.д. Но времени больше не стало. Потоки информации заставляют нас переваривать ее ускоренно, чтобы не утонуть. Происходит эмоциональная перегрузка. А разрядки нет. Это в нашем детстве мы бегали босиком по лужам, лазали по деревьям, стреляли из рогаток, пекли хлеб из глины и допоздна пропадали на улице.
Расписание сегодняшних детей – с утра до вечера занятия, занятия, компьютеры и телефоны. Эмоции накапливаются, а выхода им нет. Ребенок должен бегать, прыгать, играть, фантазировать, быть физически и эмоционально активным! А если этого нет, эмоции находятся как бы взаперти и рано или поздно взорвутся. Взрываются они агрессией, истериками, нервными срывами, а порой и болезнями. Но если эту энергию вовремя перевести в творчество, направить в русло созидания, а не разрушения, то жизнь заиграет совсем другими красками.
Кадр из фильма «Пианистка» (реж. В.Седич, «Территория кино», 2017 год).
В главной роли – пятилетняя актриса киношколы София Черникова
Наша киношкола – то место, где скопившимся эмоциям дается положительный выход. Это мир, который призван удовлетворить природную потребность человека в живом общении и ярком выражении эмоций. Мы направляем эмоции в сферу искусства. В некотором смысле это работает как психотерапия. В результате возникает творческий продукт – этюд, спектакль, фильм - а человек, создавший его, освобождается от тяжести своего эмоционального груза.
Кадр из фильма «Пианистка» (реж. В.Седич, «Территория кино», 2017 год).
В главной роли – пятилетняя актриса киношколы София Черникова
Как это происходит? Например, маленькому артисту нужно сыграть обиду. Сцену, в которой все его предали, бросили и оставили одного. Что переживает его герой? Унижение. Самоедство. Почему так произошло? Я что, хуже других? Почему со мной никто не дружит? Почему никто со мной не играет? Почему все оставили меня? Это очень тяжелые, гнетущие переживания. Но они были у каждого ребенка! Они знакомы каждому человеку на земле. Мы все хотим дружить, мы все хотим быть кому-то нужными и иметь кого-то рядом. И если маленький артист научится применять свой пусть еще маленький жизненный опыт таких переживаний, работая над ролью, то до сих пор болевшие, как заноза обиды, в реальной жизни перестанут болеть. Все высказано. Выплеснуто. Пережито и забыто.
Кадр из сказки «Снежная королева» (реж. А.Бутор, «Территория кино», учебная работа детского актерского курса, 2017 год). Герда – Вера Дейкова
Я наблюдала у учеников почти лечебный эффект от занятий по актерскому мастерству. Чтобы наделить своего персонажа реальными переживаниями, актеры должны вспомнить свои похожие переживания, а для этого в деталях пройти и снова пережить свою собственную проблему. Признаться в ней очень тяжело. Ведь человек так устроен, что он не носит на поверхности свои обиды и комплексы, а прячет их куда подальше, надеясь, что там они не будут болеть. Но они все равно болят при малейшей зацепке. Не сразу, постепенно, но дети решаются открыться и покопаться в своем чулане. Это непросто. Бывают и слезы. Но это слезы освобождения. Облегчения. Самое важное в такой сложной тонкой работе, что дети всегда окружены вниманием и заботой и знают, что они в безопасности. Что бы они не сказали, в чем бы ни признались здесь и сейчас, они не будут за это наказаны, они не получат нравоучений и упреков, они получат понимание и уважение, несмотря ни на что.
Кадр из сказки «Снежная королева» (реж. А.Бутор, «Территория кино», учебная работа детского актерского курса, 2017 год). Роза – София Черникова
Если мы работаем над ролью счастливого человека, то еще прекраснее становится обращение к собственному опыту юных артистов. Например, один наш маленький актер, чтобы сыграть радость в сцене, в деталях вспомнил свои ощущения от пребывания на море – в мельчайших подробностях: как его босые ноги шли по теплому песку, как от солнца кожа становилась горячей, как волна щекотала пальцы, как он заходил в воду, натыкаясь на гладкие камушки ступнями и т.д. Он заново переживал ощущение восторга, как будто здесь и сейчас был на море и даже слышал, как оно шумит.
Кадр из сказки «Приключения Дюймовочки» (реж. А.Бутор, «Территория кино», учебная работа детского актерского курса, 2018 год). Дюймовочка – Юлия Беляцкая
Будьте как дети! Не скрывайте эмоций! Фантазируйте! Творите! Наблюдайте за жизнью – она удивительна! И позвольте детям прожить их детство ярко, красочно, эмоционально.
На съемках сказки «Приключения Дюймовочки» (реж. А.Бутор, «Территория кино», учебная работа детского актерского курса, 2018 год). Мыши – Женя Берзина и София Черникова. Фото: К.Берзин
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения