Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

Я В ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Один из самых важных разделов в обучении актерскому мастерству – погружение в предлагаемые обстоятельства. На уроках в киношколе мы уделяем особое внимание тренировке именно этого навыка. Потому что от него зависит правда жизни на сцене и съемочной площадке. Насколько актер поверит в то, что он находится не в павильоне с серыми стенами, а на берегу моря, в роскошном замке, в непроходимой чаще леса, в жаркой пустыне или морозной Арктике. Насколько достоверно он передаст свои ощущения и реакции, насколько правдиво будет действовать в заданной ситуации, - зависит от хорошей тренировки данной техники. Сложность в том, что любая работа актера, даже над самым маленьким упражнением или этюдом – это работа. А организм наш по своей природе ленив. Он не хочет напрягаться, думать, вспоминать, анализировать. Легче всего «изобразить», поверхностно показать, не вдаваясь в подробности и детали. Но правда жизни заключается именно в деталях. Чем их больше, чем они точнее, тем больше игра на площадке похожа на настоящую жизнь. Откуда же взять эту правду? Как наполнить свою жизнь на сцене подробными деталями реальной жизни? Используем самое ценное, что есть у актера – его личный опыт. У каждого человека, независимо от возраста, есть жизненный опыт. Есть опыт ощущения холода, жары, страха, обиды, радости и т.д. Актер, словно магнитофон, «записывает» все свои ощущения от пережитого в жизни на «пленку», чтобы в нужный момент «отмотать» и воссоздать это для зрителя. Именно это слово мы используем в обучении актеров: не «показать», не «изобразить» и даже не «представить», а именно «воссоздать» те ощущения и переживания, которые вызывали у вас подобные обстоятельства.
 
 АЛЕКСАНДРА БУТОР. Я В ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
 
Даже если вы никогда не ходили по лужам в новых туфлях, в вашей жизни, скорее всего, был дождь и лужи, и вы старались аккуратно перейти их, чтобы не запачкаться и не промочить ноги. В вашей жизни также были новые туфли, которые очень хотелось как можно дольше сохранить новыми. Соединив эти два опыта, вы легкостью сыграете этюд, как человек отправляется на свидание в новых туфлях, желая понравиться своей половине, но попадает под дождь и вынужден передвигаться по жидкой грязи, стараясь изо всех сил уберечь обувь красивой и чистой.
 
АЛЕКСАНДРА БУТОР. Я В ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ 


Любые обстоятельства можно воссоздать. Актерское мастерство помогает усилить даже самый простой жизненный опыт, чтобы правдиво сыграть ситуацию. Например, вы никогда не были ночью на кладбище. Но скорее всего вы оказывались один в пустом доме, квартире или темном дворе. И тогда каждый звук в тишине, каждый шорох и скрип повергал вас в ужас, потому что воображение рисовало образы маньяков, грабителей, монстров и т.д. Вспомнив себя в такой ситуации, вы сможете в подробностях воссоздать свои ощущения и поведение «ночью на кладбище».
 
 
Но что делать, если вам выпало обстоятельство, в котором вы никогда в жизни не были? И с вами не случалось даже ничего подобного, откуда можно было бы взять основу для игры? Вы должны этот опыт приобрести! Но сделать это, конечно, безопасно для жизни и здоровья. Например, вы готовитесь сыграть Русалочку, которая обретает ноги, чтобы выйти из моря к любимому принцу и быть с ним. Но, как сказано у автора сказки, каждый шаг дается ей с трудом, словно она ступает по острым ножам. Ощущение не из приятных. Но как его сыграть? Сначала, вам нужно это ощущение испытать и запомнить. Конечно, не стоит ходить по острым ножам и даже по битому стеклу. Пройдите босиком по мелким камушкам. Или насыпьте их в обувь и попробуйте походить так по комнате. Подойдет даже обычный крупный песок. Очень быстро вы почувствуете, как неудобно и неприятно делать каждый шаг. Вы стараетесь ступать как можно осторожнее, чтобы избежать дискомфорта, держите равновесие, чтобы не упасть, если попадается более острый камушек. Вы прислушиваетесь к своим ступням, вы полностью сосредоточены на них. Именно так Русалочка будет ощущать свои ноги и впервые двигаться на них. При этом ей еще придется улыбаться принцу и танцевать!!! Кстати, для похожих ощущений подойдет часик ходьбы и танцев в очень тесных туфлях на высоком каблуке!
 
 
 
Если вы планируете стать настоящим актером, запомните: никогда ничего не изображайте, а используйте только свой личный опыт переживаний, ощущений, впечатлений, реакций и поведения в конкретной ситуации. Даже самый простой опыт используйте как основу для работы. Дополняйте и усиливайте его, но всегда опирайтесь на реальные вещи, которые с вами происходили. А если не происходили, пробуйте что-то подобное, но в безопасной для жизни и здоровья версии.
 
На видео фрагмент открытого урока актеров 1-го курса киношколы «Территория кино», упражнение «Предлагаемые обстоятельства»

Александра Бутор

Поделитесь статьей с друзьями

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения