Литкейс по мотивам пьесы Теннесси Уильямса “Трамвай “Желание”.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Новый выпуск журнала и с вами снова медиаторы Красовская Ирина и Крючок Елена.
Для тех, кто читает нас впервые, поясним: медиатор – это независимый нейтральный посредник в переговорах конфликтующих между собой сторон.
В каждой нашей статье мы берем конфликт между литературными, кинематографическими или историческими героями и пытаемся провести для спорщиков медиацию.
Мы не ставим себе цель критического анализа произведений или оценки исторических событий.
Наша творческая фантазия направлена на создание возможного сценария разрешения спорной ситуации.
Мы моделируем переговоры героев для того, чтобы дать шанс их конфликту развернуться и вместо разрушения самих героев и их судеб найти точку роста.
Мы хотим рассказать и показать вам историю с хорошим концом.
А для этого героям надо все лишь поговорить.
Поэтому мы назвали свою рубрику в журнале:
Я бы их помирила
Сегодня вас ждет необычный выпуск. Мы не будем медиаторами, к нам не придут на медиацию литературные герои. Мы предлагаем вам заглянуть в закулисье нашей работы над литературными кейсами.
Ирина
Лена, давай в этот раз ты подберешь произведение.
Елена
А есть ли у тебя какие-то предпочтения?
Ирина
Я хочу, чтобы эта была пьеса. В некотором роде, наши литкейсы тоже пьесы, их запросто можно ставить в театре.
Елена
И, кстати, два литкейса уже были поставлены: Отелло и Дездемона; Швондер и Преображенский.
Ирина
Отелло и Дездемона даже на английском языке.
Поэтом я думаю, что нам необходимо совершенствоваться в этом направлении.
А учиться стоит у классиков.
Я тебе скидывала в телеграммы подборку ста лучших пьес 20 века.
Елена
Ага, вижу, сейчас посмотрю.
О, здесь есть пьесы, которые я не читала.
Ирина
Значит у них есть шанс.
Елена
Вот, нашла: Теннесси Уильямс “Трамвай “Желание”. Когда приезжала с Израиля моя подруга, мы ходили смотреть эту пьесу в театр. Мне очень понравилось.
Кадр из американского драматического фильма 1951 года "Тармвай "Желание" режиссер Элиа Казан
Ирина
А есть ли экранизация, посмотри.
Елена
Подожди, смотрю отзывы.
“Трагичная история Бланш Дюбуа написана так, что разрывает сердце”
“Герои Теннисси — это заблудшие души, как опустившиеся, так и наивные, тема пьес Теннесси — это тема "маленького человека", отчаянно идущего ко дну.
Пьесы прекрасны, с налетом нуарности и изящности”
“Об этой книге я слышала много раз. Но мне всегда казалось, что тема, затронутая в ней неинтересна. Затем я случайно узнала о характере главного героя - Стенли Ковальски. Жесткого, подлого и берущего все, что ему захочется. И…”
Есть две экранизации. Кстати, про Стенли Ковальски. В одной экранизации его роль играет Алек Болдуин, а в более ранней Марлон Брандо.
Ирина
Чудесно. Надо глянуть.
Елена
Ты обычно сначала читаешь или смотришь фильм?
Ирина
Я обычно читаю.
Елена
А я предпочитаю слушать аудио рассказ, а потом смотрю экранизацию.
Ирина
Да, когда знаешь оригинал есть с чем сравнить фильм.
Но, с аудио рассказами у меня как-то не задалось. Я засыпаю и потом приходится перечитывать или переслушивать.
Елена
Конечно, если слушать лежа. Я вот когда слушаю, занимаюсь домашними делами, поэтому не засыпаю.
Ирина
Кстати, а по аннотации, там вообще есть конфликт?
Елена
Есть, и не один. Очень яркие конфликты.
Ирина
Тогда читаем, слушаем, смотрим и когда будем готовы обсуждать, наметим дальнейшие действия.
Через неделю
Ирина
Итак, “Трамвай “Желание”. Что мы имеем?
Елена
Итак.
У нас четверо главных героев:
Бланш Дюбуа – школьная учительница из разорившейся семьи
Ее сестра Стелла Ковальски, в девичестве Дюбуа, домохозяйка
Муж Стеллы - Стэнли Ковальски, продавец автозапчастей, из семьи рабочих
И его друг Митч.
Основной сюжет заключается в том, что после долгой разлуки Бланш Дюбуа переезжает к своей сестре Стелле на постоянное проживание, что вызывает неприязненное отношение со стороны мужа Стеллы, Стэнли Ковальски.
Ирина
Конфликты между ними есть, но я пока не вижу перспективы их разрешения.
Елена
Почему ты так думаешь?
Ирина
Их взгляды настолько кардинально разнятся…
Мне вообще показалось, что Теннесси топит своих героев, не даёт им надежду на будущее.
Елена
Вся пьеса построена на непримиримых противоречиях. Но, с другой стороны, может у нас есть возможность дать им надежду?
Ирина
А это интересная мотивация! Она мне импонирует.
Итак, между кем и кем возникают конфликты?
Елена
Самый главный конфликт — это конфликт между Бланш и Стэнли.
Суть его в том, что Бланш, представительница старого южного общества с его ценностями и моралью, сталкивается с грубостью и простотой Стэнли, представителя рабочего класса. Получается, что их столкновение — это конфликт между двумя разными мирами. Он отражается в виде споров о поведении, принципах, морали и образе жизни. В конце концов Стэнли проявляет насилие по отношению к Бланш. Вся концовка пьесы – это эскалация развивающегося конфликта.
Ирина
Так, записала Бланш и Стэнли - конфликт миров.
Давай дальше.
Елена
Следующий конфликт между Бланш и Митчем. Бланш пытается завоевать внимание и любовь Митча, но он оказывается не в состоянии понять и принять ее чувствительность и хрупкость.
Ирина
Как проявляется этот конфликт?
Елена
Их романтические отношения заканчиваются разрывом из-за разочарования и непонимания.
Ирина
Так, Бланш и Митч - разрыв романтических отношений. Пометила.
Есть еще конфликты?
Елена
Это два наиболее ярких конфликта.
Ирина
Я рассматриваю еще конфликт между Стеллой и Стэнли. Не знаю помечать его ли нет.
Елена
А почему у тебя возникают сомнения?
Ирина
Между ними конфликт есть, но, по-моему, в конце пьесы Стелла все-таки капитулировала и тем самым, разрешила этот конфликт.
Елена
Я думаю, надо пометить. Ее подчинение — это не точка в их конфликте.
Это пьеса может закончиться, а у многих семей жизнь подобная жизни семьи Ковальски продолжается. И нет света в конце тоннеля.
Ирина
Давай нарисуем их карту конфликта.
Елена
Поясни для читателей, что такое карта конфликта.
Ирина
Да, пожалуй, стоит поделиться этим инструментом.
Карта конфликта — это инструмент, который помогает визуализировать и анализировать конфликт. Она представляет собой схематическое изображение основных элементов конфликта, таких как:
Центральный конфликт - то есть краткое описание основного противоречия.
Основные линии конфликта - сюда входят разные аспекты противоречия, которые проявляются в действиях конфликтующих сторон.
Участники - мы включаем всех, кто вовлечен в конфликт, и отмечаем их мотивы и цели.
Результаты - как разрешается конфликт, какие последствия он имеет для конфликтующих.
Елена
А зачем нужна карта конфликта?
Ирина
Составлять карту конфликта очень полезно для того, чтобы эффективно разрешить спор или конфликт.
Во- первых, она позволяет отдалиться от эмоций и увидеть конфликт как бы со стороны.
Елена
То есть, визуализация конфликта дает возможность проанализировать ситуацию без негативных эмоций.
Ирина
Совершенно верно.
Ты рисуешь круги, квадратики, стрелки и конфликт трансформируется во что - то отстранённое, я бы так сказала.
Елена
Что во-вторых?
Ирина
И, во-вторых, и даже будет в третьи, четвертых и пятых.
Елена
Ого!
Ирина
Во-вторых, карта помогает выявить мотивы всех участников конфликта, их цели, страхи и потребности. Это важно для того, чтобы понять, что действительно лежит в основе конфликта и что нужно сделать для его разрешения.
Карта помогает увидеть динамику конфликта, как он развивается, какие события к нему привели, какие события двигают конфликт и какие могут привести к его усугублению.
Потом, карта может помочь выявить точки соприкосновения между участниками конфликта, то есть сферы, в которых они могут согласиться или найти компромисс.
Наконец, карта помогает разработать план действий по разрешению конфликта. Она дает возможность увидеть все важные аспекты проблемы и сформулировать цели и шаги по их достижению.
Елена
Вот ты сказала “круги, стрелки”.
То есть карта конфликта рисуется?
Ирина
Да, это визуальное представление конфликта. Основные ее элементы, которые мы отметили, надо выявить и описать схематично на бумаге. В моей схеме круги будут обозначать участников конфликта, а стрелки - их действия и взаимоотношения.
Некоторым удобнее использовать Mind Map, чтобы структурировать информацию о конфликте и его элементах.
Нет каких-то четких правил. Важно, чтобы карта была наглядной и понятной, а также содержала всю необходимую информацию о конфликте. Она нужна для анализа, и на его основе будет приниматься решение.
Елена
Хорошо, для закрепления, приведи простой пример описания перечисленных тобой элементов карты конфликта.
Ирина
Так, какой бы конфликт взять….
Елена
Допустим, у кого-то конфликт с коллегой из-за распределения заданий. Такое часто бывает. Кому-то кажется, что он выполняет больше, чем кто-то другой.
Ирина
Жизненный пример, не поспоришь.
Елена
Давай по пунктам.
Как бы ты описала центральный конфликт?
Ирина
Пожалуй, я бы обозначила его как “несправедливое распределение заданий между сотрудниками”.
Елена
Идем дальше. Основные линии конфликта?
Ирина
Тут, конечно, не полная информация о конфликте, поэтому я буду фантазировать. И я бы начала с участников.
Например, я бы нарисовала вот такой большой круг. Внутри круга записала конкретные элементы конфликта, которые относятся к каждому участнику.
Дальше задаемся вопросом какие у каждого участника мотивы. Почему данный участник так ведет себя? Какие его цели, страхи и потребности в этом конфликте?
Потом стоит подумать над его ожиданиями. Что данный участник ожидает от другого участника или от ситуации в целом?
Переходим к его действиям. То есть, вспоминаем как данный участник ведет себя в конфликте? Какие действия он предпринимает?
Какие чувства испытывает? Может гнев, разочарование, страх, печаль и т.д.
Елена
Итак, рисуем круг первого сотрудника.
Его мотив?
Ирина
Допустим, желание получить более интересную работу, чтобы реализовать свой потенциал.
Елена
То есть он ожидает справедливого распределения заданий, которое будет учитывать компетенции и интересы?
Ирина
Возможно.
Елена
Как он это показывает?
Ирина
Что?
Елена
Что он недоволен и чего-то ожидает.
Ирина
Например, он совершает словесные выпады в сторону другого сотрудника во всеуслышание, которые содержат контекст недовольства. Он делает попытки переговоров с коллегой о распределении заданий.
Елена
Что он может чувствовать?
Ирина
Я думаю, он может чувствовать несправедливость и разочарование от ситуации.
Елена
В чем он видит ценность?
Ирина
Для него важна справедливость и равные условия работы для всех сотрудников, не только для него.
Давай я сразу по этому же алгоритму опишу его коллегу.
Его мотив - желание сохранить для себя более интересную работу, которая приносит удовольствие.
Он ожидает отсутствия конфликтов и сохранения статус-кво.
Игнорирует просьбы коллеги о пересмотре распределения заданий и сохранения своего порядка работы.
Он не желает делиться ответственностью и чувствует страх потери интересной работы.
Для него важен комфорт и удобство в работе и отсутствие конфликтов.
Елена
А что будем записывать вот здесь, на пересечении?
Ирина
Я бы предположила записать, что у них недостаток коммуникации. То есть между ними отсутствует открытый диалог и обмен информацией о своих ожиданиях.
Нет четкого понимания ситуации. Они оба не осознают того, что у каждого сотрудника свои цели и интересы в работе.
Елена
Давай вернемся к основным линиям конфликта. Что это такое и где их записывать?
Ирина
Сразу скажу, что каждый сам себе художник, поэтому можно записывать в круге или рядом с ним. Главное, чтобы все было зафиксировано.
Основные линии конфликта — это главные противоречия.
Вот возьмем, например, ценности обоих сотрудников. Они у них, очевидно, не совпадают и, соответственно противоречат друг другу.
Один сотрудник хочет добиться справедливости, а второй- сохранить комфорт.
Один сотрудник считает, что распределение несправедливо и он ожидает ее восстановления. В то время как второй сотрудник хочет, чтобы все осталось как есть без изменений.
Елена
То есть, один сотрудник испытывает гнев и разочарование от несправедливости, другой страх и тревогу от возможной потери комфорта.
Ирина
Всё верно.
Поэтому один выражает протест и соответственно требует изменений, а второй всеми силами старается сохранить нынешнее положение вещей и противится изменениям.
Елена
И как результат их конфликта - ухудшение рабочих отношений, потеря мотивации, снижение продуктивности.
А дальше известный вопрос: что делать?
Ирина
Карта конфликта — это первый шаг, она нужна для анализа. А вот дальше необходимо найти подходящий способ его разрешения.
Елена
Добро пожаловать в медиацию.
Давай посмотрим карту конфликта между Стеллой и Стенли.
Ирина
Ок, попробуем составить.
Итак, центральный конфликт — это столкновение двух разных миров: изысканного, романтического мира Бланш, к которому тянется Стелла, и грубого, приземленного мира рабочего класса, к которому принадлежит Стэнли.
У Стеллы и Стэнли разные представления о жизни.
Стелла мечтает о романтике, красоте, тонких отношениях, ищет идеалы.
А Стэнли практичен, груб, приземлен, не верит в романтику, хочет простого счастья.
Стелла и Стэнли семья, но вот представление о том, что же это такое у них тоже разные.
Для Стеллы Бланш важная часть семьи, поэтому она считает необходимым защищать свою сестру и заботится о ней.
Для Стэнли семья - прежде всего жена, и он не хочет делиться ею с Бланш.
Елена
Живя вместе, они друг друга не понимают. Стелла не понимает грубости и не верит в негативные стороны характера Стэнли, терпит его унижения и оскорбления.
В свою очередь Стэнли не понимает романтичность и мечтательность Стеллы, раздражается ее чувствительностью и не уважает ее независимость. И, кстати, не брезгует применить силу, что свидетельствует о его жестокости и неспособности к компромиссам.
Ирина
Возвращаюсь к тому, что в конце пьесы Стелла подчиняется Стэнли. Это говорит одновременно и о ее бессилии, но и о нежелании порвать с ним.
При этом Стэнли продолжает жить в своем мире, не меняет своего поведения, что усугубляет конфликт.
Как ты думаешь, если Стелла подчинилась, это значит что все разрешилось?
Елена
Я думаю, что конфликт - это трагическая реальность их отношений, которая в конечном счете разрушает их жизнь, если они не повернуться к друг другу и не начнут слушать, слышать и понимать.
Ирина
А вот стычка между Стэнли и Митчем в конце пьесы не свидетельствует ли о наличии между ними конфликта?
Елена
Это когда Бланш уводили в клинику?
Ирина
Да
Елена
Я бы сказала, что между Митчем и Стэнли существует глубокое недопонимание и различие в ценностях. И это недопонимание безусловно может привести к конфликту, но в конце пьесы оно проявляется только в виде инцидентов и негативного взаимодействия.
Ирина
Каким из этих отношений ты считаешь надо предоставить шанс на будущее?
Елена
Ты думаешь выбрать между конфликтами Стеллы и Стэнли или Стэнли и Митчем, я так понимаю?
Ирина
Эти конфликты слабо очерчены, и я не вижу у сторон мотивации обращения к медиатору.
Елена
А как же конфликты с Бланш? Помнишь мы обсуждали их с самого начала?
Бланш и Стэнли – конфликт миров
Бланш и Митч - разрыв романтических отношений
Медиация могла бы помочь им понять друг друга, найти компромиссы в вопросах поведения и образа жизни, а также предотвратить эскалацию насилия.
Ирина
Я сомневаюсь, что эти конфликты разрешимы в медиации.
Елена
В чем твои сомнения?
Ирина
В Бланш Дюбуа. Может ли она в силу своего психоэмоционального состояния участвовать в медиации? На мой взгляд ее психика нестабильна. В конце пьесы она оказывается в психиатрической клинике, что говорит о наличии у нее заболевания.
Елена
На момент возникновения конфликтов с Бланш ее диагноз не установлен.
Как медиатору понять, что спор немедиабелен из-за состояния одной из сторон?
Ирина
Фактически, без официального диагноза, никак. Только в процессе переговоров.
Но давай порассуждаем, к чему приведут переговоры с такой стороной как Бланш.
Любое ее решение может оказаться принятым под влиянием внезапного импульса и впоследствии не будет ею исполнено.
Согласится ли вторая сторона с тем, что Бланш ненадежна в принятии своих решений?
Елена
В пьесе вопрос о психическом состоянии Бланш остается неоднозначным и открытым для интерпретации.
Ирина
С одной стороны, ее поведение часто кажется странным, она живет в своем вымышленном мире, лжет и витает в иллюзиях. Она страдает от галлюцинаций, дезориентации и неспособности отличить реальность от фантазии.
Она не просто не может смирится с потерей молодости, угасания внимания мужчин к ее персоне, она отрицает это.
Плюс психологическая травма юности – она через всю жизнь пронесла чувство вины за смерть своего первого мужа и ощущение отторжения себя как женщины с его стороны.
Елена
Все это может указывать на серьезное психическое расстройство.
Ирина
Однако, с другой стороны, можно интерпретировать ее поведение как попытку сохранить достоинство и чувствительность в жестоком и вульгарном мире, который ее окружает.
Елена
Ее уход в вымысел может быть защитным механизмом от мучительной реальности после тяжелых потерь и травм в прошлом.
Ирина
Бланш стала объектом осуждения со стороны семьи Ковальски, которые не принимают ее образ жизни. Это может быть проявлением того, как общество воспринимает женщин, которые не соответствуют общепринятым стандартам. Я думаю, что в патриархальном укладе жизни Стенли она стала жертвой сексизма и осуждения со стороны общества.
Елена
Кстати, диагноз "сумасшествие" в то время часто использовался для стигматизации и контроля над женщинами, и поэтому он может быть неточным в отношении Бланш.
Ирина
Но, заметь, её поведение становилось всё более непредсказуемым и иррациональным по мере развития пьесы.
Елена
Да, согласна, я бы не рисковала брать в медиацию такую сторону как Бланш.
Ирина
Если я правильно тебя поняла, то мы пришли-таки к выводу о немедиабельности конфликтов, где одной из сторон является Бланш?
Елена
Скажем так, есть большая вероятность, что эти конфликты неразрешимы в медиации.
И все вытекающие из этого риски.
Неужели у этих конфликтов нет никаких потенциальных возможностей?
Ирина
Гипотетически, персонажи "Трамвая "Желание"" могли бы изменить вектор своего поведения, если бы Бланш перестала бы жить в иллюзиях и приняла бы скромную жизнь Нового Орлеана вместо того, чтобы пытаться ее "украсить" ложью и идеализацией.
Поискала бы профессиональную помощь психотерапевта, чтобы справиться с психологическими проблемами, алкоголизмом и чувством вины. Перестала бы скрывать свое прошлое и стала бы открытой с людьми. Это помогло бы ей завоевать доверие и получить поддержку.
Елена
Согласна. Основной способ общения с близкими у Бланш – это манипуляции. На этом доверие не построишь.
Ирина
А вторая сторона - Стэнли научился бы контролировать свой гнев, поработал бы над управлением своими эмоциями, чтобы не выливать агрессию на окружающих, развивал бы эмпатию, старался бы понять чувства своих близких и учитывать их интерес, развивал бы коммуникативные навыки выражать свои мысли и чувства мирным способом, чтобы избегать конфликтов.
Елена
Если бы да кабы:)
Представить себе не могу, что могло бы побудить Стэнли одновременно ослабить контроль за женой и усилить контроль за своим гневом. Для этого должны произойти какие-то глобальные внутренние перемены.
Ирина
Все эти возможности могли бы быть реализованы через медиацию, в случае осознанного отношения сторон к самому конфликту и наличия зоны переговоров и общих интересов.
Елена
Мир в семье – общий интерес и у Стэнли, и у Бланш. Только пути достижения и способы реализации расходятся настолько, что зоны переговоров нет.
Ирина
Мне пришла в голову еще одна интересная мысль. Вспомни, ведь на свидании с Митчем Бланш была легка, тактична, образованна и совершенно спокойна, ни капли тревоги.
Если бы он не слушал сплетен про нее, а остался при своем мнении, то у них бы сложились вполне гармоничные отношения. В них обоих есть детское доверие, непосредственность и восхищение друг другом.
Елена
У него восхищение, а у нее полное принятие его простоты. Бланш здесь мне напоминает Розу из Маленького принца – прекрасную, доверчивую и уязвимую.
Ирина
Я подумала, что спорный вопрос с Бланш с Митчем возможно было бы разрешить в медиации. Они сделаны из одного теста, только начинки разные.
Елена
Ты говоришь о том, что конфликт Бланш со Стэнли немедиабелен, а конфликт Бланш с Митчем медиабелен, правильно я поняла?
Ирина
Да, именно так
Елена
Как такое может быть? Здесь безумна, здесь разумна. Где у нее «переключатель»?
Ирина
Помнишь слова Бланш в конце пьесы: «Не важно, кто вы такой… я всю жизнь зависела от доброты первого встречного.»
Доброта – это есть тот переключатель между безумным и прекрасным.
Елена
Это уже целая философия – мир добрых людей никогда не погрузится в безумие.
Ирина
Именно об этом нам Бланш и говорит всей своей жизнью.
Елена
Я с тобой соглашусь, У Бланш и Митча есть все шансы разрешить свой конфликт и восстановить гармоничные отношения. И медиация здесь была бы очень уместна.
Ирина
Так, пометила себе как конфликт, который мы можем взять для кейса.
А что по поводу взаимоотношений Стэнли и Стеллы. Мы его уже подробно рассмотрели и надо определиться берем или нет.
Елена
Конфликт безусловно интересен и, я бы даже сказала, знакомый многим семьям. Но…
Ирина
А здесь у тебя сомнения?
Елена
Да. Мне кажется, что Стелла находится в зависимом положении от своего мужа. Неспроста она терпит его грубость, насилие и в конце подчиняется его воли.
Видимой конфликтной ситуации нет.
Что-то должно произойти, чтобы она подняла голову и начала за себя бороться.
Я пока не вижу у нее мотивации прийти на медиацию.
Ирина
Ну, мы как писатели можем придумать какую-то острую ситуацию.
Елена
Например?
Ирина
Включаю режим фантазии.
Например, Стэнли мог в порыве гнева выгнать не только Бланш из дома, но и Стеллу, которая ее защищала. Чтобы восстановить отношения “ради ребенка”, она могла бы пойти на медиацию.
Елена
Да, правдоподобная версия.
Что ещё?
Ирина
Может…
Эээ…
Пауза
Нет, горшочек больше не варит.
Какие-то картинки всплывают, но причина - агрессия Стэнли, а Стелла выглядит жертвой.
Елена
Потому что Стелла находится в зависимых отношениях со Стэнли, помнишь?
Стэнли проявляет агрессию, бьет Стеллу, оскорбляет ее, манипулирует ею и контролирует ее поведение. А это уже серьезный звоночек, свидетельствующий о неравных отношениях, где один партнер имеет власть над другим.
Далее..
Стелла боится гнева Стэнли, опасается за себя и за сестру. Этот страх заставляет ее смиряться с его поведением и прощать его проступки. Чего боятся человека, если ты не зависишь от его воли?
Стелла зависима от Стэнли финансово и эмоционально. Она не может себе позволить уйти. У нее нет достаточно сил и ресурсов, чтобы построить самостоятельную жизнь.
Ирина
Ради чего все это терпеть?
Елена
Стелла любит Стэнли и хочет вернуть их отношения к нормальной жизни.
Ирина
Хотя, она понимает, что он не меняется.
Мне вообще кажется, что их отношение не про любовь. Я думаю их держит плотское влечение. Они круг за кругом катаются на трамвае “Желание”.
Елена
Я вижу отношения Стеллы и Стэнли как сложный коктейль из любви, страсти, зависимости и идеализации. Действительно Стелла может чувствовать к Стэнли сильную физическую привязанность, которую она принимает за любовь. Как романтическая натура она может мечтать о более нежных отношениях, но еще не признала себе, что Стэнли не способен на такие отношения. Поэтому она держится за него.
Мой вердикт - конфликт не медиабелен.
Ирина
Если я правильно тебя поняла, невозможно разрешить их семейный спор в медиации, пока Стелла находится в психологической зависимости от Стэнли.
Елена
Да, стороны не равны изначально, а наличие зависимости не позволит медиатору их выровнять в процессе.
Ирина
То есть, возможностей у гармоничных отношений у них нет?
Елена
Только если оба осознают, что их семья деструктивна и предпримут меры для изменений. Например, поход к семейному психологу.
Ирина
Где психолог, и где Стэнли. Его устраивает доминирующая и подавляющая позиция.
Елена
Да, поэтому шансы на успешную медиацию ничтожно малы.
Ирина
Так, поняла. Ну а что ты думаешь по поводу Митча и Стэнли?
Елена
Что их конфликт не созрел до открытого противостояния, хотя между ними существует некоторая напряженность.
Возможно, если бы у них чаще был прямой контакт, где их различия в характерах вышли наружу, напряженность могла перерасти в столкновение.
И да, мы можем, как писатели создать им такую ситуацию, но кажется мне, что они не проявляли ни малейшего желания сблизится.
Они вместе работали, играли в карты, в боулинг, но при этом я бы не назвала их друзьями. Эти же действия они могли совершать с любым другим человеком.
Ирина
Мне показалось, что Митч чувствовал себя рядом со Стэнли не в своей тарелке.
Елена
Я бы тоже чувствовала себя не в своей тарелке, если бы ко мне неуважительно относились.
Ирина
Итак, этот случай мы тоже не берем.
Елена
На медиации их спор будет напоминать избиение младенцев. У Стэнли сильная позиция. Он для Митча представляет общественное, авторитетное мнение, которому Митч не в силах сопротивляться в силу воспитания. Он ведь до сих пор не сепарировался от матери, а значит не смог стать психологически взрослым.
Ирина
Медиаторам пришлось бы туго - выравнивать стороны, которые находятся в разных весовых категориях
Смеются
Елена
Не по весу, конечно. А по уверенности в себе, независимости мнений и способности влиять на других.
Ирина
В итоге отношения между Митчем и Бланш выиграли эту гонку.
Итак, давай обсудим кто может инициировать медиацию, по какому вопросу и у кого какая мотивация сесть за стол переговоров.
Елена
Сложный вопрос. Предполагаю, что Бланш
Ирина
Почему ты так думаешь?
Елена
Бланш одинока и уязвима. Она страдает, очутившись в грубой и примитивной для себя обстановке. Ее любовь к литературе, эстетике, фантазии о роскоши вызывают в окружающих ее людях брезгливость и пренебрежение.
У Бланш возникают внутренние противоречия - она не может подстроится к чуждой среде и не может ей противостоять. При этом не получает поддержки даже от самых близких людей – Стэллы и Митча, которые ее понимают и чувствуют, но не имеют ресурса помочь и поддержать, так как сами нестабильны.
Этот бесконечный внутренний разрыв приводит к концу пьесы к явному обострению проблем с психикой.
Ирина
То есть, если бы ранее ее поддержали Митч или сестра, то этого обострения не случилось бы?
Елена
Я уверена. Но у Стеллы своя жизнь, она замужем, в пьесе это важный статус и для общества, и для женщины.
Бланш прекрасно понимает, что шансов на жизнь рядом с сестрой у нее нет.
Ирина
У нее была попытка вырвать Стеллу из отношений с мужем, после физического насилия. Но это попытка провалилась, так как Бланш не понимает масштаб зависимости Стеллы от Стэнли.
Елена
Удивительно еще и другое! Несмотря на ранимость и уязвимость Бланш, она более независима от людей и мнений. Как бы то ни было, Бланш управляет, сколько может, имением, организовывает похороны всей родни, принимает решение о продаже дома и имущества. В ней есть стержень, который подтачивают черви внутренних конфликтов и травм юности.
Ирина
Чего нет у Митча, к сожалению.
Елена
Что да, то да…
Митч склонен к сомнениям, нерешителен, легко поддается влиянию
Ирина
Его внутренний конфликт - желание жить спокойной жизнью с женщиной,
которая им восхищается и принимает, борется со страхом перед изменениями и давлением общественного мнения.
Елена
Если бы Митч перестал позволять Стэнли и окружающим вилять на свои решения и сам принимал бы ответственность за свою жизнь, перестал оценивать Бланш по ее прошлому, а прислушался к своим чувствам, это могло бы сделать их жизнь счастливой и полноценной.
Ирина
Итак, у них обоих, у Бланш и у Митча, есть мотивация к переговорам – сохранение романтических отношения, которые могут перерасти в создание семьи.
Бланш, как более цельная натура, ищет спасения в отношениях от губительного одиночества, основа которых – доброта ее партнера. Это ее способ выжить. Поэтому ее мотивация сильнее, чем у Митча.
Елена
Ты говоришь о том, что именно она могла бы стать инициатором медиации?
Ирина
Да
Елена
Хорошо, а с каким запросом Бланш могла бы прийти к медиаторам?
Ирина
Предположим, что она захочет напрямую поговорить с Митчем о безосновательности сплетен о ее прошлой жизни. Объяснить ему, с какими сложностями ей пришлось столкнуться в жизни, решая проблемы в одиночку.
Елена
Да, ведь у нее есть уже такой опыт общения с Митчем. Помнишь, когда Бланш рассказала ему о трагическом случае самоубийства ее первого мужа и своей вине перед ним. Митч ее не осудил, понял ее страдания и принял такой, какая она есть. Ею может двигать надежда на то, что и в этот раз удастся убедить Митча, что она хорошая, но пострадавшая от обстоятельств.
Ирина
Помню, помню эту сцену. Кстати, в последней экранизации мне показалось что Бланш делает это не из романтических побуждений и не потому, что нашла в Митче родственную душу.
Елена
А почему?
Ирина
Хотела решить за счет него свои проблемы. Он добродушный холостяк, поддающийся влиянию. Ей не составило бы труда его соблазнить и женить на себе.
Но потом я посмотрела экранизацию с Вивьен Ли (старая версия) и мое мнение изменилась. Сцена их свидания была гармонична и наивна.
Елена
Давай ориентироваться на бескорыстные намерения Бланш.
Ирина
И как бы медиаторы могли озвучить Митчу предложение Бланш на медиацию, чтобы он мог принять решение?
Елена
Предложение встретиться у медиатора для переговоров о прекращении сплетен.
Ирина
Хм…Вот я сейчас поразмыслила…
Елена
И?
Ирина
Думаю, такая постановка вопроса, конечно, может вызвать его интерес. Ведь изначальный посыл здесь - опровержение лжи, объяснение обстоятельств, повлиявших на сложную ситуацию в жизни Бланш.
Но если бы мне такое предложили, я бы начала сопротивляться встрече.
Елена
Почему? Я предполагаю, Митч захочет ее выслушать, так как ему невыносимо чувство, что он полюбил недостойную женщину. Либо развеять свои сомнения, либо утвердиться в них.
Ирина
Потому что звучит как будто это Митч распространяет сплетни. Если он этого не делает, то ему будет неприятно услышать такую формулировку приглашения на переговоры.
Елена
Тогда что?
Ирина
Знаешь, я вижу это так. Бланш пришла и сказала бы, что хочет сохранить отношения, что они для нее важны. И я, не мудрствуя лукаво, пошла с такой же формулировкой к Митчу.
Елена
Учитывая его характер, Митч не согласится. Для него это будет ненужная трата времени, “женские штучки”.
Ирина
Ну нет, так нет. У нас же не стоит задача заставить его пойти на переговоры. Если ему не важны отношения с Бланш, он и не потянет за эту соломинку.
Елена
А что, если он заинтересован в сохранении отношений, но он не верит в медиацию.
Ирина
Я думаю, это можно будет почувствовать в разговоре с ним и перейти на близкий ему язык.
Елена
Про какой язык ты говоришь? Пока я тебя не понимаю.
Ирина
Ну например, язык спорта, командной игры... Что-то вроде этого.
Елена
Медиация, как командная игра - интересная метафора.
Ирина
Эй Митч, понимаешь, переговоры — это как спортивный матч, где обе команды стремятся к победе, но в этом случае побеждает отношение.
Елена
Берем.
Смеются
Ирина
Но тут важен еще момент, когда Бланш может предложить медиацию и Митч при этом может согласиться.
Елена
Разногласия начались, когда Митч не пришел на ее день рождения.
Ирина
Он не пришел, потому что узнал от Стэнли негативную о ней информацию.
Елена
Но потом они встречались.
Ирина
И это Митч пришел к ней.
Елена
Вот интересно зачем?
Ирина
Может между ними есть некое сильное притяжение, которое не так легко погасить. А может его тянуло чувство вины, что он не пришел на день рождение без объявления причин и он хотел объясниться.
Елена
Могла ли быть медиация в этом моменте?
Ирина
Могла, а может и нет. Он так подвержен общественному мнению, а слухи еще так свежи…
Вообще знаешь, самый идеальный момент для того, чтобы он согласился на медиацию — это смерть матери.
Елена
Ну, ты кровожадная. Убить мать, чтобы Митч согласился на медиацию…
Ирина
По пьесе она болеет, он постоянно об этом говорит, у меня складывалось впечатление, что уже вот-вот…
Елена
А если это просто психологический прием держать сына рядом?
Ирина
Да, такое возможно. Тогда момент не настанет так быстро.
Елена
Ну предположим, она действительно серьезно больна и может скоро умереть. И вот она даже умерла и что это меняет? Почему Митч вдруг должен согласиться на переговоры с Бланш?
Ирина
Давай по порядку. Смерть матери может оставить в Митче чувство пустоты и нехватки тепла, которое он получал от нее. А Бланш, со своей нежностью и женственностью, может стать для него источником утешения и поддержки, которой ему так не хватает. Смерть матери может заставить Митча переосмыслить свои ценности и приоритеты. Он может начать ценить отношения больше, чем раньше. Поэтому отношения с Бланш могут стать более важными и значимыми.
Смерть матери может вызвать у Митча чувство одиночества и незащищенности. А Бланш, со своей открытостью и чувствительностью, может стать для него источником компании и поддержки, что может сделать его более склонным к развитию отношений с ней.
Елена
Тем более она может понять его как никто, ведь она тоже хоронила своих близких.
Ирина
И, наконец, смерть матери может заставить Митча задуматься о своей собственной семье. Он может почувствовать потребность в любящей женщине рядом с собой, что может усилить его интерес к Бланш.
Елена
Это всего лишь один из возможных сценариев.
Митч может стать более закрытым и отстраненным в результате смерти матери и не хотеть допускать в свою жизнь новых людей и отношений. Митч может пытаться заглушить боль от потери матери с помощью алкоголя или других способов отвлечения внимания. В этом случае его отношения с Бланш могут стать для него просто способом убежать от реальности.
Ирина
Злоупотреблять будут вместе.
Елена
И это тоже вероятно.
Так что смерть его матери может стать как точкой отсчета для более глубоких отношений, так и препятствием на пути к близости.
Не забывай еще о том, что Бланш может находиться в клинике в это время.
Ирина
Клиника - это не приговор. Она оттуда может вернуться.
Диагноз мы не знаем. Возможно ее проблемы не так серьезны. Она может выполнять рекомендации врачей, ее будет эмоционально поддерживать Стелла и она вернется быстро к обычной жизни вне клиники.
Мало того, Митчу надо будет о ком-то проявлять заботу вместо мамы.
Елена
Эка, как у тебя складно все получается.
Но мне бы не хотелось лишать Митча матери.
Ирина
Ну милочка, тогда надо звать в помощь мужчину медиатора, чтобы Митчу не показалось это чем-то бесполезным.
Елена
А как же командная игра?
Ирина
Из уст мужчины эта метафора звучала бы более весомо.
Елена
Писать от имени мужчины рискованно. Это может выглядеть неестественно. Я бы не рискнула вводить в кейс медиатора мужчину.
Ирина
Давай подведем итог нашему анализу. Мы с тобой довольно детально рассмотрели все возможные конфликты в пьесе Теннесси Уильямса “Трамвай “Желание”. Определили мотивацию героев, провели диагностику конфликтов на медиабельность. В результате отобрали наиболее вероятный для медиации конфликт между Бланш и Митчем.
Теперь на надо решить, брать его как основу для нашего кейса или нет.
Елена
Пойдем по простой схеме принятия решений: озвучим причины “за” и причины “против”. Посмотрим, чего будет больше, плюсов или минусов. Тогда будет понятно, начинать ли работу по этой пьесе.
Ирина
Хорошо. Итак, что говорит в пользу того, что этот кейс будет интересен для написания и для читателей.
Елена
Первое - есть конфликт и две стороны.
Второе - конфликт медиабельный.
Третье - у главных героев есть мотивация для разрешения конфликта и зона переговоров.
Ирина
И..
Елена
И все, больше ничего на ум не приходит.
Ирина
Давай тогда я опишу аргументы “против”.
По поводу сторон. Их способность принимать самостоятельные и осознанные решения все-таки вызывает сомнение. Не будет ли медиация натянутой из-за того, что мы хотим подстроить героев под наши представления?
Елена
Да, возможно. Хотелось бы сохранить их идентичность, согласованность характеров с самой пьесой. Сложно представить, что Митч, без определенной работы над собой, может за одну сессию избавиться от влияния Стэнли и матери.
Ирина
А Бланш испытывать чувство вины и манипулировать.
Далее, мотивация Митча все еще размыта. Как четко сформулировать, что им движет для участия медиации. Наоборот, наиболее очевидный вариант событий, что он не захочет ничего менять, пассивно будет плыть по течению и не пойдет наперекор мнению Стэнли и его друзей, соседям, матери.
Елена
Он просто побоится стать изгоем.
Ирина
От мысли ввести в игру медиатора мужчину для поддержания Митча, мы отказались - есть риски неестественного восприятия роли медиаторов.
Елена
Да и вопрос об адекватности Бланш остается открытым. Нам нужно будет вести повествование с учтём того, что в любой момент она может сорваться и учудить.
Ирина
Какой из этого вывод?
Елена
Мы с тобой детально нарисовали карту конфликта и увидели, что там слишком много пунктиров и не связанных элементов.
Вывод - этот кейс мы не рассматриваем.
Ирина
Получается ни один конфликт из пьесы не подходит?
Не берем “Трамвай Желание” для написания?
Елена (грустно)
Получается так.
Ирина
Ты же не считаешь, что напрасно потратили время, проанализировав все возможные ситуации и конфликты в пьесе?
Елена
Что ты, наоборот! Это тренирует нашу способность взвешенно принимать решение и выбирать варианты, которые могут стать более успешными и интересными кейсами.
Такой подход и подготовка сами по себе дорогого стоят, это и опыт, и саморазвитие.
Ирина
Я тоже так думаю. Тогда вопрос о выборе произведения остается открытым, продолжаем читать и искать то, что нам покажется интересным для разбора.
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения