Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

ЧТО МЫ ИГРАЕМ: ТРИ ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ В КИНО

Почему мы смотрим кино? Почему нам нужны новые фильмы, новые истории? Почему мы не устаем от этого вида искусства, а наоборот, хотим еще и еще?
АЛЕКСАНДРА БУТОР. ЧТО МЫ ИГРАЕМ: ТРИ ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ В КИНО
Народный артист Литовской ССР Юозас Будрайтис и актер Павел Харланчук на съемках х/ф «Сладкое прощание Веры» (реж. А.Бутор, к/с «Беларусьфильм», 2015 год)


Кино для зрителя – это источник эмоций, которых человеку не хватает в реальной жизни. Реальная жизнь достаточно спокойна и размерена. С нами мало что происходит действительно серьезного. События, которые заставляют нас смеяться или плакать, замирать от страха или восторга, в реальной жизни случаются очень редко. Если бы наша жизнь была ежеминутно наполнена бурей эмоций, мы бы очень быстро изнашивались. Поэтому в реальной жизни человек старается не ввязываться в конфликты, уходить от опасности, избегать стресса.


АЛЕКСАНДРА БУТОР. ЧТО МЫ ИГРАЕМ: ТРИ ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ В КИНО
На съемочной площадке х/ф «Сладкое прощание Веры» (реж. А.Бутор, к/с «Беларусьфильм», 2015 год)


На экране же авторы делают все наоборот. Они бросают своих героев в самую гущу проблем и конфликтов, заставляют испытывать максимальный стресс, преодолевать невыносимые препятствия и проявлять волю каждую минуту. А все для того, чтобы мы, придя в кинотеатр, пережили вместе с героями всю гамму эмоций. Иначе в своем комфортном, уравновешенном мире, где ничего не происходит, мы сойдем с ума. В некотором смысле хорошее кино воздействует на зрителей как лекарство. Поэтому мы так любим ужасы, триллеры, захватывающие детективные истории, душераздирающие драмы и уморительные комедии. Все эти жанры дают нам испытать очень сильное эмоциональное потрясение. При этом мы находимся в безопасности – в мягком теплом кресле кинотеатра или дома на диване. Согласитесь, переживать стресс в уютном кресле гораздо полезнее, чем убегать от маньяка, тонуть на корабле или гореть в огне в реальности. И чем комфортнее будет становиться наша жизнь, тем больше будет потребность зрителя в «безопасном стрессе», который может дать кино.

АЛЕКСАНДРА БУТОР. ЧТО МЫ ИГРАЕМ: ТРИ ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ В КИНО
Актеры фильма «Сладкое прощание Веры» Юозас Будрайтис и Неле Савиченко-Климене на съемочной площадке.


Но почему именно кино? Ведь каждый день мы включаем телевизор и видим огромное количество событий в сюжетах новостей: ограбления, убийства, катастрофы… Иногда новости идут просто фоном, а мы спокойно пьем кофе и собираемся на работу. Почему те же драматические события не встряхивают нас так, как это делает кино?
Потому что хорошее кино ведет с нами разговор о важных вещах не на языке фактов, а на языке искусства. Мы не сопереживаем новостям, потому что человек не может эмоционально подключиться к людям в общем. Нас волнует только то, что касается нас лично. Когда мы смотрим фильм, авторы сначала знакомят нас с героем и влюбляют нас в него так, что он становится нашим другом, близким человеком. Мы отождествляем себя с ним. И когда он попадает в драматическую ситуацию, мы переживаем за него как за родного или даже самого себя. Вот почему те же пожары и наводнения, которые угрожают герою фильма, будут пугать нас так, словно мы сами находимся в эпицентре катастрофы. Вот почему нас будут злить люди, которые обижают героя, предают и подставляют. Потому что мы сроднились с героем и его обиды и поражения теперь наши обиды и поражения. Мы болеем за него и радуемся его победам, как своим. Вот почему так важно в начале фильма «привязать» зрителя к герою, сделать его родным человеком, похожим на каждого человека на земле.

АЛЕКСАНДРА БУТОР. ЧТО МЫ ИГРАЕМ: ТРИ ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ В КИНО
Актер Павел Харланчук в х/ф «Сладкое прощание Веры» (реж. А.Бутор, к/с «Беларусьфильм», 2015 год)


Как это сделать? Ответ на этот вопрос дает психология. У всех людей на земле, независимо от цвета кожи, языка, образа жизни, социального положения и т.д., есть три совершенно одинаковые ценности: жизнь, любовь и свобода. Взяв любую из них за основу вашей истории, вашего фильма, вашей роли, вы имеете шанс получить отклик у широкой зрительской аудитории. Потому что каждому человеку на земле будет близок и понятен персонаж, который хочет спасти свою жизнь или жизнь своих близких, который жаждет любви или борется свободу.

АЛЕКСАНДРА БУТОР. ЧТО МЫ ИГРАЕМ: ТРИ ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ В КИНО
Народный артист Литовской ССР Юозас Будрайтис и режиссер-постановщик Александра Бутор на съемках х/ф «Сладкое прощание Веры» (реж. А.Бутор, к/с «Беларусьфильм», 2015 год)


Вы никогда не ошибетесь в главном герое, если наделите его одним из этих желаний. К.С.Станиславский назвал это «сверхзадача». Не зря к слову «задача» приставлена такая важная, мощная часть «сверх». Потому что речь идет о самых важных для человека вещах. О его ценностях. Неизменных в любом возрасте и в любое время. О том, без чего невозможно быть счастливым!

АЛЕКСАНДРА БУТОР. ЧТО МЫ ИГРАЕМ: ТРИ ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ В КИНО
Народный артист РБ Виктор Манаев и режиссер-постановщик Александра Бутор.


Александра Бутор