Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

И СНОВА ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ...

Литкейс по мотивам романа Алекса Михаэлидеса “Безмолвный пациент” и трагедии Еврипида «Алкеста».
 
Здравствуйте, дорогие читатели!


Новый выпуск журнала и с вами снова медиаторы Красовская Ирина и Крючок Елена.
Для тех, кто читает нас впервые, поясним:  медиатор – это независимый нейтральный посредник в переговорах конфликтующих между собой сторон.
В каждой нашей статье мы берем конфликт  между литературными, кинематографическими или историческими героями  и пытаемся  провести для спорщиков медиацию.
Мы не ставим себе цель критического анализа произведений или оценки исторических событий.
Наша творческая фантазия направлена на  создание возможного сценария разрешения спорной ситуации.
Мы моделируем переговоры героев , для того, чтобы дать шанс их конфликту развернуться и вместо разрушения самих героев и их судеб найти точку роста.
Мы хотим рассказать и показать вам историю с хорошим концом.
А для этого героям надо все лишь поговорить.
Поэтому мы назвали свою рубрику в журнале:


Я бы их помирила


Медиаторы выходят из театра после просмотра трагедии Еврипида «Алкеста»
 
Медиатор Ирина
Знаешь, когда я приехала в Минск учится в институте, некоторое время я проживала у двоюродной сестры моей мамы. Она была заядлой театралкой.
И поскольку муж и сыновья равнодушно относились к театру, она таскала по театрам меня. Благодаря ей я знала весь репертуар. Наш поход в театр напомнил мне тот период.
Эх, жаль что тетушки с нами нет. Полагаю, спектакль ей бы понравился.
Кстати, есть о чем задуматься!
 
Медиатор Елена
Ты сейчас говоришь о том, что надо чаще выбираться на культурные мероприятия или хочешь поразмыслить над спектаклем?
 
Медиатор Ирина
То, что надо чаще выбираться - это однозначно. После ковида осталась привычка ограничивать себя в посещении многолюдных мероприятий.
Надо работать над этим.
 
Медиатор Елена
Как я тебя понимаю!  Для меня выбраться в театр  было практически подвигом.
Но впечатления от просмотра спектакля необыкновенные. Я довольна.
 
Медиатор Ирина
Обсудим?
 
Медиатор Елена
Конечно. Рефлексия - это один из самых важных этапов просмотра. Без нее нет завершенности.
Предлагаю зайти в кафе.
 
Медиатор Ирина
О, как в старые добрые времена.
Обычно, я не пью, но после спектакля 50 грамм коньяку - это святое дело.
 
Медиатор Елена
Не забывай, я за рулем.
 
Медиатор Ирина
Ах да, вот тут воспоминания наткнулись на реальность.
 
Медиатор Елена
Ты что, представила меня своей тетушкой?
 
Медиатор Ирина
Смотри, новое кафе. В последнее время кафе так же часто открываются, как и закрываются. Не успеваю следить за изменениями городской жизни.
Вот раньше скажешь: "Встретимся около Потсдама",  и все знали где это.
 
Медиатор Елена
И он постоянно был на одном и том же месте.
Но, это было в прошлом. "Потсдама" давно уже нет. Там другое кафе, но "Встретимся у "Потсдама" по-прежнему актуально.
 
Медиатор Ирина
Уже не "Потсдам", но все еще актуально....
Какое-то несоответствие. Тебе не кажется?
 
Медиаторы заходят в кафе. Располагаются за столом.
 
Медиатор Ирина
Итак, что ты думаешь о спектакле?
 
Медиатор Елена
Сегодня несколько иначе взглянула на поступок Алкесты.
 
Медиатор Ирина
И что же изменилось в твоем восприятии?
 
Медиатор Елена
Когда в юности я читала пьесу Еврипида “Алкеста”, то увидела лишь  общепринятый сюжет о самопожертвовании женщины ради любви к своему мужу.
 
Медиатор Ирина
А сейчас?
 
Медиатор Елена
Сейчас я поняла, что это было не мое мнение, а навязанное извне. На примере Алкесты веками создавался образ женщины, чья жизнь ценится только после самоотречения ради мужчины.
 
Медиатор Ирина
Типичный патриархальный паттерн.
 
Медиатор Елена
И я почувствовала к ней уважение не за самопожертвование, а за личный выбор.
Она все обдумала и приняла сложное для себя решение - умереть вместо мужа, царя  Адмета, только потому, что никто кроме нее не готов был взять ответственность за ситуацию.
 
Медиатор Ирина
Какой интересный взгляд.

ИРИНА КРАСОВСКАЯ, ЕЛЕНА КРЮЧОК. И СНОВА ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ...
 
Медиатор Елена
Муж оказался трусом, потерявшим свое лицо. Чтобы избежать смерти, он  бегал за своей родней, за друзьями и товарищами с предложением занять его место в царстве мертвых.
Ведь именно такой шанс даровал бог Аполлон Адмету - ты не умрешь, если кто-то согласиться это сделать вместо тебя.
 
Медиатор Ирина
И разумеется, все ему отказали - отец, мать, близкие и знакомые. Никто не захотел умирать вместо другого человека, хоть он и царь.
 
Медиатор Елена
Видя его падение как личности, Алкеста решила, что сохранить честь Адмета  и уважение к себе  она может только одним путем - умереть вместо мужа.
 
Медиатор Ирина
Ты хочешь сказать, она пошла на это шаг, чтобы сохранить честь царской семьи?
 
Медиатор Елена
Да, я так это вижу.
 
Медиатор Ирина
Что же, я готова разделить с тобой это точку зрения.
Мне трудно представить любовь между людьми, один из которых подставляет другого вместо себя на смерть.
 
Медиатор Елена
Раз нет любви, есть ли смысл ради нее жертвовать?
 
Медиатор Ирина
Но вот вопрос - добилась ли она своей цели? Адмет навсегда остался отмечен печатью предательства не только в глазах народа, но и в своих собственных глазах.
 
Медиатор Елена
Дети такой героической матери будут всегда в почете у народа. Их судьба не омрачиться тенью отца, когда ее так освещает свет матери.
 
Медиатор Ирина
Ты говоришь так аллегорично.
 
Медиатор Елена
Это все трагедия Еврипида виновата. Она настроила меня на патетический лад.
 
Медиатор Ирина
Пока мы ждем кофе, я схожу в дамскую комнату (роется в сумочке).
Совсем забыла! Перед спектаклем забежала в свой любимый книжный магазинчик и купила новинку. Вот, хочу похвастаться, говорят бестселлер.
Взгляни.
 
Медиатор Елена
Алекс Михаэлидес,  “Безмолвный пациент”.
Хм.. не читала. Полистаю, пока ты будешь отсутствовать.
 
Медиатор Ирина уходит
Медиатор Елена просматривает книгу, останавливается на странице в удивлении и продолжает чтение с увлечением.
Медиатор Ирина возвращается.
 
Медиатор Елена
Ты не поверишь..
 
Медиатор Ирина
Что случилось?
 
Медиатор Елена
Здесь идет речь об Алкесте.
 
Медиатор Ирина
Не может быть!... Ты хочешь сказать, что сюжет этой книги связан в героиней древнегреческой трагедии, которую мы только что посмотрели в театре?
 
Медиатор Елена
Именно так. А что тебя удивляет? Сколько раз мы с тобой уже сталкивались с необъяснимыми совпадениями, которые приводили к удивительным открытиям.
 
Медиатор Ирина
Да, но… О чем же там речь?
 
Медиатор Елена
Насколько я поняла из описания книги, главная героиня Алисия сравнивает себя с Алкестой и даже нарисовала картину с ней.
Но чтобы понять тайну сюжета, надо прочитать книгу.
 
Медиатор Ирина
Я принимаю это как знак. Возможно, мы сможем сравнить их истории и понять в чем их схожесть.
 
Медиатор Елена
Согласна. Я думаю есть электронная книга, и я смогу ее прочитать на компьютере.
 
Медиатор Ирина
А я получу двойное удовольствие от прочтения бумажной книги.
 
Будний день. Офис медиаторов.
 
Медиатор Елена
Доброе утро. Как успехи в прочтении книги?
 
Медиатор Ирина
В выходные отложила все дела для того, чтобы ее прочесть. Уж очень заинтересовали отзывы читателей о неожиданной концовке.
 
Медиатор Елена
На твой взгляд, концовка непредсказуемая?
 
Медиатор Ирина
Да, я такого не ожидала.
Сюжет книги постепенно разворачивает перед нами панораму событий. Женщина убивает своего мужа, ее арестовывают, она молчит.
При этом рисует картину, на которой изображает себя в качестве героини древнегреческой трагедии. 
По причине невменяемости, ее помещают в психиатрическую клинику, где талантливый психотерапевт  помогает ей заговорить и вылечиться.
Логичный сюжет. Но финал все переворачивает с ног на голову.
 
Медиатор Елена
До самой концовки я искала ответ на вопрос - почему же врач так сильно заинтересован в лечении именно этой пациентки.
Один мой знакомый, который работает психотерапевтом в диспансере, говорил, что когда в его словах появляется жалость к пациенту, что тоже свидетельствует о сильной мотивации, коллеги советуют ему пройти терапию.
 
Медиатор Ирина
Лишний раз убеждаюсь в том, что помощь должна оказываться из нейтральной позиции.
Итак, ты искала ответ на вопрос и....?
 
Медиатор Елена
И я его нашла именно в концовке.
Герои должны были быть как-то связаны до того, как он начал ее лечить.
И связь раскрылась в конце.
 
Медиатор Ирина
Я себе объясняла  заинтересованность психотерапевта  известностью главной героини. Она ведь по сюжету является востребованной талантливой художницей.
 
Медиатор Елена
Кстати,  по поводу ее картин.
Судя по их описанию, они были наполнены символизмом, но этот символизм был каким-то странным, болезненным...
 
Медиатор Ирина
Вероятно,  это отражение ее внутреннего состояния. Алисия, наша героиня,  это не пациент, который несправедливо заключение в психбольницу.
Она действительно психически больна.
 
Медиатор Елена
Поэтому мне пришло в голову, что на месте Алкесты, я бы предъявила к Алисии претензии и вызвала бы ее на конфликт.
 
Медиатор Ирина
"Вызвала на конфликт" - какие интересные слова  я слышу от медиатора!..
 
Медиатор Елена
Ах, оставьте! Сейчас я совершенно в другой роли.
И я не рассматриваю конфликт, как что-то опасное, чего нужно избегать.
Иногда надо пойти на конфликт, чтобы разрешить проблему. И мне кажется это тот самый случай.
 
Медиатор Ирина
И что может быть, на твой взгляд, поводом для конфликта?
 
Медиатор Елена
А ты обратила внимание на то, что было изображено на картине, которую Алисия назвала "Алкеста"?
 
Медиатор Ирина
Там не было детального описания. Но мне кажется, это был автопортрет.
 
Медиатор Елена
Если художник заявляет, что его картина это автопортрет, но при этом называет ее именем известной героини, то он отождествляет себя с ней, с ее поступком.
 
Медиатор Ирина
Напомни, а что конкретно было на картине? Вдруг это никак не связано с поступком самой Алкесты?
 
Медиатор Елена
Алисия изобразила себя рисующей на холсте собственной кровью и написала в углу "Алкеста".
Эта картина была нарисована сразу после того, как она убила своего мужа Габриэля.
 
Медиатор Ирина
Рисует собственной кровью…
Так в чем же претензия, которую, на твой взгляд, могла предъявить Алкеста Алисии?
 
Медиатор Елена
Претензия в тождественности образов и подмене ценностей.
Как угодно можно расценивать решение Алкесты о самопожертвовании. Она может быть святой, мученицей, возможно даже зависимой дурой, но она точно не убийца.
 
Медиатор Ирина
Интересно, а что бы на эту претензию могла ответить Алисия?
 
Медиатор Елена
В данном случае я присоединилась к Алексте, мне трудно войти в роль наблюдателя.
 
Медиатор Ирина
Тогда я побуду для Алкесты «адвокатом дьявола».
 
Медиатор Елена
Поясни для читателей, что это такое.
 
Медиатор Ирина
Адвокат дьявола - это переговорная техника, при которой оппоненту приводятся аргументы, способные поколебать его категоричность и посеять сомнения, а также показать с какими негативными последствиями он столкнется, если продолжит вести себя неконструктивно.
 
Медиатор Елена
И как это будет выглядеть с Алкестой?
 
Медиатор Ирина
Если гипотетически представить, что у Алкесты к Алисии есть претензии по тождественности образов и подмене ценностей, то вопросы техники «адвокат дьявола» могут звучать так:
- что заставило вас думать, что Алисия отождествляет свое и ваше поведение?
- если бы вы были на месте Алисии, то какие аргументы привели в свою защиту?
- насколько вы хотите вовлечься в этот спор, чтобы доказать свою точку зрения?
- что будет, если в результате спора вы с Алисией не найдете общего решения?
- готовы ли вы к тому, что в результате конфликта может изменить мнение обоих сторон?
 
Медиатор Елена
Прежде чем мы рассмотрим возможный конфликт двух героинь, давай еще раз, но более детально порассуждаем о самой ситуации.
Героиня книги, Алисия, убивает своего мужа Габриэля. Ужасно? Безусловно.
Но Алисия не осуждена, так как признана невменяемой. Она находится в психиатрической клинике и практически не поддается лечению, не идет на контакт с врачами и все время молчит.
Ее молчание - загадка для всех.
После убийств мужа Алисия создает странную картину - изображает саму себя, рисующую кровью. И подписывает эту картину - “Алкеста”.
Как мы уже и говорили, отождествляет этим самым себя с героиней древнегреческой трагедии.
Психотерапевт Тео, который наблюдает и лечит Алисию в психиатрической больнице, хочет разгадать ее загадку, и во чтобы то ни стало разговорить Алисию.
Его эмоциональная вовлеченность говорит о личной мотивации.
В конце книги сюжет выстраивается логически и мы понимаем,  как эти герои взаимосвязаны.
До работы в клинике Тео переживает личный стресс - он обнаруживает измену жены. Он следит за соперником и нападает на его семью в их доме.
И вуаля! Этой семьей оказывается Алисия и Габриэль, ее супруг-изменщик.
 
Медиатор Ирина
Вся загадка и заключается в этом эпизоде убийства Габриэля…
И даже не в самом эпизоде убийства, в его мотивах и предпосылках.
Старая детская психотравма Алисии, когда ее отец после трагической смерть ее матери воскликнул: “Пусть бы лучше умерла Алисия!”, выскочила из тайников ее сознания, как черт из табакерки.
 
Медиатор Елена
И это и стало ловушкой для всех героев!
Месть Тео заключалась в том, чтобы напугать супругов и поставить Габриэля перед выбором смерти - “Алисия вымолила тебе жизнь. Поэтому я предоставлю тебе выбор: умрешь либо ты, либо Алисия. Решай!”
И Тео выбрал свою жизнь…
 
Медиатор Ирина
Заметь, он не выбрал смерть Алисии. Он заплакал и пропищал: "Я не хочу умирать". Это ведь не одно и то же, не так ли?
 
Медиатор Елена
Для стороннего наблюдателя - нет. Но события трактуются каждым по разному, исходя из личного восприятия.
Для Алисии это стало  триггером предательства самого близкого человека. Второй раз в жизни ей пожелали смерти взамен  жизни другого человека - именно так Алисия увидела эту картину.
Возненавидев в детстве отца, она убила своего мужа во взрослой жизни.
 
Медиатор Ирина
Ловушка захлопнулась. И для нее и для Тео.
 
Медиатор Елена
Несомненно. У Тео не было умысла спровоцировать Алисию на убийство. Изначально он  не планировал никого убивать. Тео хотел лишь растоптать и унизить Габриэля. И он не знал о глубокой детской травме Алисии. Иначе, как психотерапевт, он смог бы увидеть все риски.
 
Медиатор  Ирина
Так....

Но вернемся к Алкесте. Вроде бы очевидные параллели  Алисия проводит между собой и Алкестой.. Обе женщины оказались перед смертью, как замена другого человека.
Не так ли?
 
Медиатор Ирина
Да,..но нет.
 
Медиатор Елена
Да, но нет?
 
Медиатор Ирина
Алисия совершила убийство, а Алкеста - подвиг.
 
Медиатор Елена
Подвиг?
 
Медиатор Ирина
В общепринятой трактовке - да.
Есть разные взгляды на поступок Алкесты, но без сомнения, и мы это уже обсудили, она не является убийцей. А Алисия тщательно пытается оправдать убийство тождеством с Алкестой.
 
Медиатор Елена
Да, факт есть факт.
Ну что, месье адвокат, задавай свои каверзные вопросы, а я стану на место Алкесты и постараюсь на них ответить.
 
Медиатор Ирина (к воображаемой Алкесте)
Что заставило тебя думать, что Алисия отождествляет свое поведение с твоим?
 
Медиатор Елена (от имени Алкесты)
Мое имя было написано в углу автопортрета, а также усматриваются некоторые сходства в поведении.
Во первых, это то, что Алисия находилась, как и я, перед выбором смерти вместо другого человека....хотя…
 
Медиатор Ирина
Хотя? О чем ты задумалась? Или это задумалась Алкеста?
 
Медиатор Елена
Нет, это мне пришла одна мысль.
Вот смотри, в случае с Алкестой, Апполон, который является древнегреческим богом и в ее  глазах и глазах ее мужа выше и могущественнее их, сделал подарок мужу за его гостеприимство. Некий такой выбор без выбора.
Он дарует ему жизнь, если вместо него умрет другое лицо. Отказаться от подарка бога он не мог, но он мог никого не найти на замену и тогда бы он умер. С одной стороны честный поступок: умереть своей смертью и не прекратить жизнь другого. Но, если вспомнить те времена, как изменилось бы положение его семьи?
 
Медиатор Ирина
Безусловно семья бы уже была не настолько обеспечена.
 
Медиатор Елена
Поэтому остаться в живых Адмету было важно не ради себя, а ради благополучия его детей.  И Алкеста это понимала. А после того, как отказались отец и мать Адмета, то она сделала рациональный выбор. Она решилась принять смерть вместо своего мужа и отца своих детей.
 
Медиатор Ирина
Так, и к чему ты ведешь? Мы ведь это уже обсуждали. Она сделала выбор, чтобы сохранить статус царской семьи.
 
Медиатор Елена

Да, это так. Но еще причиной явилось необходимость сохранить благополучие ее детей. Не важно царская семья была в те времена или нет, но дети должны были жить в семье отца.
Я хочу расставить  акценты на другом.
Принять смерть было волеизъявлением Алкесты. 
В то время как Алисия не делала выбора, она не принимала решения. За нее сделал сначала отец, а потом муж.
Общее то, что их жизнь принесена в жертву, но разница в том, что одна по своей воле совершила эту жертву, а другая по воле других стала претенденткой на смерть.
 
Медиатор Ирина
То есть это не сходство в действиях, но сходство в положении - обе жертвы.
То есть тождества здесь нет.
А что бы Алкеста сказала  во-вторых?
 
Медиатор Елена
Во-вторых?
 
Медиатор Ирина
Да, ты сказала во-первых, Алисия стояла перед выбором смерти вместо другого…
 
Медиатор Елена
Ах да, а во-вторых.... обе стали безмолвны.
 
Медиатор Ирина
Одинакова ли природа этого безмолвия для обеих героинь?
 
Медиатор Елена
Нет однозначного ответа о причине молчания ни у Еврипида, ни у Михаэлидиса.
Еврипид вкладывает в слова Геракла такой смысл:
Богам она посвящена подземным,
И, чтоб ее ты речи услыхал,
Очиститься ей надо, и три раза
Над ней должно, Адмет, смениться солнце
 
Медиатор Ирина
Означает ли это, что Алкесте нужно три дня, для того чтобы забыть ужасы загробного мира?
 
Медиатор Елена
Говоря современным языком, ей нужно время чтобы прийти в себя после тяжелейшего потрясения.
 
Медиатор Ирина
Но сможет ли она “очиститься”? Или просто сделает вид, загонит свои переживания глубоко во внутрь, превратив их в мину замедленного действия?
 
Медиатор Елена
Наша тактика предположений и размышлений не позволяет  заглянуть так глубоко.
Примем за основную версию состояния Алкесты - три дня на очищение души от потрясений загробного мира, освобождение от призраков прошлого. По сути - для начала новой счастливой жизни.
 
Медиатор Ирина
Ну а что же с Алисией? Причина ее молчания тоже не совсем понятна.
 
Медиатор Елена
Автор ее озвучивает через размышления главного героя, психотерапевта Тео.
Он видит причину молчания в ее подавленном сильном гневе.
Он настолько интенсивный, что не имеет подходящего внешнего проявления. Знаешь, как иногда говорят - “Нет слов, чтобы выразить мои чувства!”
 
Медиатор Ирина
Ты думаешь он так видит состояние Алисии? Или это его личный контрперенос?
 
Медиатор Елена
Давай скальпель психотерапевта отложим подальше. Это не наш с тобой инструмент.
Сейчас наша задача - проанализировать потенциальный конфликт и пути его предотвращения на стадии осознания.
 
Медиатор Ирина
Согласна. Просто будем учитывать, что главный герой Тео тоже испытывает сильный гнев, о котором молчит вплоть до трагической развязки.
 
Медиатор Елена
Итак, причины безмолвия Алкесты и Алисии имеют разную природу.
У Алкеты молчание - это срок для очищения души - от пережитых потрясений, от страшных воспоминаний, от обид и от сомнений. Если она сможет преодолеть это испытание, то качество  ее жизни станет другим – самодостаточность личности, как “вещь в себе”,  без влияния обстоятельств и отношения других людей.
Человек, преодолевший свою травму переходит на другой уровень восприятия.
У Алисии молчание - способ выживания. Если она захочет самовыразиться в словах или действиях, то не найдется приемлемого и безопасного для окружающих людей способа - только насилие и жестокость. Такова сила ее гнева.
 
Медиатор Ирина
Способ нашелся - рисование картин. Это помогло сдвинуть с мертвой точки ее замкнутость, извлекло ее из того “загробного мира” молчания, в котором она пребывала.
 
Медиатор Елена
Да, творчество это мощное средство для изменений.
 
Медиатор Ирина
То есть, видимое проявление у героинь одинаково - это молчание, но причины молчания разные. Нельзя поставить знак тождества.
 
Медиатор Елена
Ну хорошо, а если стать на место Алисии, то какие аргументы могла бы она привести в свою защиту?
Я так понимаю, что Алкеста предъявляет претензию Алиси в том, что она использовала ее имя, но ее поведение не тождественно поведению Алисии.
Давай разберемся, есть ли что-то, между ними общее в этой ситуации?
 
Медиатор Ирина
Безграничная любовь к супругу.
Алкеста, проявляя свою любовь к мужу отдаёт самое дорогое, что у нее есть - жизнь.
 
Медиатор Елена
А Алисия убивает того кого любит?
 
Медиатор Ирина
То, что Алисия стреляет пять раз в лицо своему мужу говорит о том, что это был не расчет и даже не случайность. Она действовала в состоянии аффекта.
Вероятнее всего амплитуда ее эмоционального состояния была настолько высокая, что в тот момент она не отдавала отчет своим действиям.
 
Медиатор Елена
Так ты ее обвиняешь или оправдываешь?
 
Медиатор Ирина
Ни то и ни другое.
Я рассуждаю о том, что с ней могло произойти.
Она убила человека и конечно она совершила преступление, она является убийцей. Но то, что она совершила его в состоянии аффекта, может освободить ее от наказания. Вероятнее всего суд пришел к такому же выводу, поэтому она находится не в тюрьме, а в психиатрической клинике.
 
Медиатор Елена
Почему все-же у Алисии была такая реакция? Узнав об измене, она как Карандышев решила: "Так не доставайся же ты никому?"
Или здесь что-то другое?
 
Медиатор Ирина
Разные события могут приводить к одинаковым реакциям. Важно понять какова эмоциональная окраска.
Мне кажется Карандышев испытал унижение, а Алисия - предательство.
 
Медиатор Елена
Хм, заметь как по-разному герои романа  проявили свой гнев, возникший по причине получения информации об измене.
Алисия - стреляет в мужа, а Тео  направляется гнев не на жену, а на любовника и его жену.
Конечно, у Алисии не было времени на осознание всего происходящего. Мало того, что она узнает, что ее любимый человек ей изменяет, так еще в ситуации, когда некий посторонний мужик врывается в  дом, привязывает ее к стулу, сообщает об измене, с орудием в руках требует от мужа принять решение касающееся жизни и смерти себя и его жены, да еще и стреляет, пусть даже вверх.
А у Тео было время осознать, подумать, рассмотреть разные варианты, принять решение. И какое странное решение, учитывая, что он психотерапевт.
 
Медиатор Ирина
Интересно, почему между поговорить с женой и расставить точки над "и" он выбрал поиздеваться над любовником жены?
 
Медиатор Елена
Он сам объясняет это как страх потерять жену.
 
Медиатор Ирина
То есть, Тео не решился объясниться и высказать свои претензии по поводу измены, потому что был уверен, что жена уйдет от него?
 
Медиатор Елена
Да, верно.
Такие отношения я называю зависимостью, потому что невозможен конструктивный конфликт из-за страха потери отношений.
 
Медиатор Ирина
Но свою злость надо было куда то излить, поэтому жертвой оказался любовник жены.
 
Медиатор Елена
А заодно и Алисия. Хотя изначальные намерения Тео заключались в том, чтобы открыть ей глаза на “подлого муженька”.
 
Медиатор Ирина
Какие сложные переплетения взаимоотношений! Вместо откровенного разговора - череда преступлений.
 
Медиатор Елена
Цель конструктивного конфликта - прекратить его и выработать правила дальнейшей коммуникации. И это наиболее экологичный исход. 
 
Медиатор Ирина
Но не в этот раз...
Интересно, если бы между Алкестой и Алисией произошел конструктивный конфликт, то какие правила они могли бы выработать?
 
Медиатор Елена
Вряд ли они когда-либо встретились. Поэтому твой вопрос звучит риторически.
Но, я думаю, мы можем подвести итог .
Суть претензии Алкесты в том, что Алисия проводит параллели между их судьбами:  “Я - это ты, ты - это я. Нас обоих принесли в жертву”.
Как мы уже вывели из наших рассуждений – причины поведения и поступки обоих  героинь разные, их нельзя отождествлять.
Алкеста видит себя иначе - ее поступок не жертва, а личный выбор.
Ее молчание не гнев, а очищение.
Она могла бы сказать Алисии: “Не подменяй понятия, личный выбор развивает человека, тогда как позиция жертвы делает его слабее.”
 
Медиатор Ирина
То есть, Алкеста не хочет, чтобы ее считали слабой?
 
Медиатор Елена
Возможно.
 Алисия выражает свое мнение публично, через картину, которая выставляется на обозрение большому количеству людей. Это уже демонстрация и попытка повлиять на мнение других.
По сути, Алисия выбирает прославленную героиню древнегреческого эпоса, чтобы оправдать свое преступление, прикрыться им, как щитом.
“Мы обе жертвы, вы оправдали Алкесту, оправдайте и меня”
 
Медиатор Ирина
И в каком случае эта претензия могла бы исчезнуть? Что хочет Алкеста от Алисии?
 
Медиатор Елена
Например, убрать подпись с картины. Тогда исчезнут параллели между их действиями.
 
Медиатор Ирина
Для этого ей нужно сначала объясниться с Алисией, рассказать о том, что привело ее к решению принять на себя смерть вместо мужа. Показать, что причинно-следственные связи в их историях разные. Как и ответственность, которую каждая из них несет.
 
Медиатор Елена
Совершенно верно. Откровенный разговор с желанием услышать и понять мотивацию оппонента всегда приводит к разрешению конфликта. Либо люди цивилизованно расходятся, либо устанавливают новые правила коммуникации.
 
Медиатор Ирина
А готова ли будет Алисия снять с себя такой защитный механизм, как перенос ответственности?
 
Медиатор Елена
Если увидит, что есть другие способы находиться в безопасности, то да.
 
Медиатор Ирина
Например, какие? С точки зрения Алисии.
 
Медиатор Елена
Мне сложно залезть в голову Алисии и предположить при каких обстоятельства она могла бы чувствовать себя в безопасности.
Обычно, первое что приходит на ум - это скрыться, сбежать, чтобы избежать боли и наказания. Но ведь это не выход. Неразрешенность ситуации настигнет, где бы ты не прятался.
Поэтому с опытом приходит мысль о том, что надо быть откровенными самим с собой и с окружающими. Честно себе признаться в том, что совершил и если этот поступок заслуживаете наказание - принять его.
А если необходимо объясниться с человеком - пойти на "неприятный" разговор, не стоит замалчивать.
Однако к этому надо прийти. То, что приемлемо для меня может не подойти Алисии.
 
Медиатор Ирина
То есть ты не веришь в то, что ситуация может сама собой разрешиться?
 
Медиатор Елена
Я верю в то, что подавленная проблема  может  в самый неподходящий момент всплыть наружу.
Когда я иду на разговор, я управляю своей жизнью. А когда я оставляю проблему во взаимоотношениях без внимания, в конечном итоге она начинает управлять нами.
 
Медиатор Ирина
И какие же выводы мы можем сделать из нашего сегодняшнего моделирования возможного конфликта Алкесты и Алисии?
 
Медиатор Елена
Первый вывод мы с тобой только что озвучили:
Разговор, пусть даже неприятный, конструктивнее безмолвия, потому что он ведет к разрешению конфликтной ситуации.
 
Второй мой вывод: Быть уникальным безопаснее.
 
Медиатор Ирина
Очень интересный вывод. Поясни!
 
Медиатор Елена
Алисия использовала имя Алкесты, то есть провела тождество между их поведением и  могла попасть в неприятную ситуацию. Не стоит прикрываться именем и поступком другого, стоит действовать от своего имени, пояснять свою позицию и высказывать свое мнение.
 
Медиатор Ирина
Однако на это надо иметь смелость.
 
Медиатор Елена
Осмелившись однажды, впоследствии придет осознание, что жить стало проще и можно наслаждаться звучанием своего голоса и оригинальностью мыслей.
А ты какие сделала выводы?
 
Медиатор Ирина
Хм, а я задумалась о пользе и вреде помощи.
 
Медиатор Елена
Так, интересно... и что пришло в голову?
 
Медиатор Ирина
Не всякая помощь несет в себе намерение оказать поддержку. Иногда этим прикрываются для решения личных проблем.
 
Медиатор Елена
Что ты имеешь ввиду?
 
Медиатор Ирина
Возьмем пример Тео. Он - психотерапевт, и должен был оказывать помощь человеку, который оказался в  положении пациента, то есть изначально более уязвимом.  Но Тео воспользовался служебным положением для решения своих проблем.
 
Медиатор Елена
В этом случае помощь перестает быть помощью. Лекарство превращается в яд.
 
Медиатор Ирина
Совершенно верно. Психотерапевт, как и медиатор - люди помогающих профессий. Тут главный принцип - не навреди.
 
Медиатор Елена
Медиатору не навредить помогает позиция нейтральности. Если он присоединяется к одной из сторон эмоционально или решает свои проблемы за счет конфликта двух сторон, то его помощь будет разрушительна.
 
Медиатор Ирина
Какие могут быть последствия?
 
Медиатор Елена
Как минимум - тупик в медиации, максимум - развитие и обострение конфликта сторон.
 
Медиатор Ирина
А вообще, размышляя о помощи, я пришла к выводу:
Помощь должна быть по запросу. По принципу “гамбургера”: запрос - помощь - обратная связь (мне помогло/спасибо/было полезно).
Помогающий не должен быть вовлечен в чужую проблему, достаточно обладать эмоциональным интеллектом для ее понимания.
Помощь должна быть бескорыстной и направлена на решение проблем того, кто о ней просит.
 
Медиатор Елена
Бескорыстной? А как же вознаграждения?

Медиатор Ирина
Материальное вознаграждение - это самое простое средство обмена. Не хочешь чувствовать себя обязанным - заплати.

Медиатор Елена
Ну что же, мне нравятся наши выводы
И пусть сегодня не было медиации, но мы воспользовались возможностью показать читателям, для чего необходимо иногда идти на конфликт, не замалчивая проблемы и не подавляя эмоции, как сделать конфликт конструктивным и освобождающим от взаимного недопонимания, как нейтральный посредник может оказать помощь в таком конфликте.
 
Медиатор Ирина
Наших героинь я воспринимаю уже в новом качестве. И благодарю их за то , что помогли рассмотреть еще одну из многочисленных граней медиации.
 
Медиатор Елена
Нашим читателям мы желаем всего хорошего и до новых встреч!

Ирина Красовская, Елена Крючок
 
 
 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения