Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

НАТАЛИЯ БЕЛОХВОСТИКОВА

Сегодня в гостях у Фила Гинзбурга советская и российская киноактриса. Народная артистка РСФСР (1984). Лауреат двух Государственных премий СССР (1971, 1985), которая является самым молодым лауреатом Государственной премии СССР по возрасту её получения в истории отечественного кинематографа ( удостоилась в 19 лет в 1971 году) Наталия Белохвостикова.

Ф.Г. Наталия, какие места на земном шаре произвели на Вас впечатление и куда Вы стремитесь попасть в ближайшем будущем?

Н.Б. Ну, наверное самое большое потрясение, это озеро Байкал. Потому, что ничего подобного в мире нет и я ничего похожего нигде не видела и такие эмоции, которые я испытывала там, ни с чем не сравнимы.

Когда идешь по этому полутораметровому прозрачному льду и видишь бирюзовые глыбы, просто не укладывается в голове, как природа создала такое чудо.

А так я, в принципе, вообще очень люблю Италию, люблю горбатые городки, я в них много снималась Да и вообще люблю путешествовать.

Ф.Г. Европа вам ближе чем Северная Америка?

Н.Б. Да нет, я не могу сказать этого. Я ведь дочь дипломата и с 9 месяцев я росла за границей, точнее, путешествовала с 9 месяц.. Для меня был открыт весь  мир и Англия, и Франция и многие другие страны... несмотря на железный занавес. Я была человеком мира с самого раннего детства.

Ф.Г. Ваши родители были дипломатами. Какие самые яркие впечатления Вы можете вспомнить сейчас из своего детства?

Н.Б. Много всего было в моём детстве. Мои детские воспоминания очень выпуклые, вкусные и яркие. Но одно из самых ярких, эмоциональных воспоминаний - это когда мы жили в Лондоне и должны были возвращаться в Москву. А  папа с мамой рассказывали, что мы из России в России идет снег.

И мы летели в Москву в отпуск таком, видимо, полу-военном самолете потому, что сиденья стояли вдоль бортов.

И, когда мы взлетели, самолет стал шуметь как трактор.И я папе сказала: "Когда мы будем падать, ты меня разбуди".

Он меня разбудил, когда уже были видны зелёные огоньки. Тогда в Москве был аэродром в районе метро “Аэропорт”. И вот с тех пор, когда я вижу зеленые огоньки аэропорта, я понимаю, что я дома.

Я не могу уезжать надолго из России - это невыносимо для меня совершенно.

Видимо, это следствие такого дипломатического детства.

Ф.Г. Я знаю что вы рано начали сниматься в кино. А когда пришло осознание того, что вы хотите связать свою жизнь с кинематографом и были ли люди которые повлияли на ваш выбор профессии актрисы?

Н.Б. Дело в том, что моя мама очень очень любила кино и театр.Начиная с двухлетнего возраста, она меня таскала на все картины, которые привозили в клуб советского посольства. Я была дипломатическим ребенком. Воспитанным, тихим и поэтому собиралась поступать в МГИМО, быть переводчицей. Я отчетливо понимала, что по характеру, по складу своему внутреннему, артисткой я никогда не смогу быть. Наверное потому, что я слишком дочка своих родителей.И я сочинила для себя любые профессии, вплоть до киноведа, оператора.. То есть человек, который в общем-то в кино, но он не должен ничего совершать перед камерой, перед людьми.

А то, что я стала артисткой - это совершенно случайно. Это Его Величество случай!

Ф.Г. То есть не было людей, которые вам советовали стать артисткой?

Н.Б. Нет, нет, нет. Была совершенно другая история. Когда папа был послом в Швеции, туда приезжал Донской снимать свой фильм о встрече Ленина с матерью, которой было 75 лет, в Стокгольме.И он нашёл меня, на тот момент мне было 13лет и облачил костюм для этой роли. И я снялась, закрывая лицо зонтиком.

На студии имени Горького Мы с мамой посмотрели эту картину (“Верность матери”. прим.ред.) и, когда вышли из зала, навстречу нам по коридору шел Герасимов. И Донской пошутил, сказал, что девочка хочет быть актрисой. Девочка стала пунцового цвета. Девочке было 16 лет.

Потому что в страшном сне я не думала, что могу быть актрисой.

Герасимов сказал: “Ну почему бы и нет! Поступайте через год, курс я набрал.

Поступайте, профессия хорошая.”

На том мы и расстались. Я собиралась идти в свой 10 класс

Ф.Г. А вы у Герасимова учились во ВГИКе?

Н.Б. Да, меня просто через неделю уже нашли и сказали, что Герасимов просил найти эту девочку. Меня нашли и вместо 10 класса 1 сентября, я приехала во ВГИК. Вот и всё - это просто случай.

Ф.Г. Одного успешного бизнесмена спросили. В чем секрет вашего успеха. Он ответил, что к любому человеку, встречающемуся на его пути, он относился, как к наставнику. А в чем секрет вашего успеха? Это что-то эфемерное или успех - это результат труда, плюс талант? Как по Вашему?

Н.Б. Знаете, Филипп, про это я ничего не понимаю. Я вспоминаю свой первый фильм "Озеро". У меня там была моно-роль. Я 7:00 утра выезжала на грим и в полночь возвращалась.У меня менялись только партнеры и так было год.

И, когда картина вышла, я стала получать призы Я получила Ленинскую государственную премию, а еще в Карловых Варах - приз за лучшую женскую роль. Я ничего этого не понимала даже, когда люди выходили из зала с красными глазами.

Я увидела весь мир, но я всё равно ничего не понимала, кроме одного - это каторжный труд.

Адский труд, когда ты проходишь все фазы развития - от отчаяния до секундного ощущения, что у тебя что-то получается и эта секунда дает тебе шанс двигаться дальше. Дает надежду, что не зря.

Да, может быть, не зря, но потом всё-равно эти эмоции исчезают. Наверное, в этих качелях и есть актерская жизнь. Ты просто не думаешь об этом, ты пытаешься постигнуть то, чем ты в данный миг занят, ту роль, которую в данный момент ты играешь...

Очень много зависит от режиссеров и партнеров, с которыми ты в этот миг живешь рядом. И об успехе никто не думает. Я думаю, что он вообще очень иллюзорен. Что такое успех, истинный успех? Я не знаю.

Когда мы учились во ВГИКе у Герасимова, нам было стыдно называть себя звездами. Если кто-то говорил, что вон, звезда пошла, нам было очень стыдно. Потому, что Герасимов говорил: “Вы должны стать артистами”. Речь идет об успехе истинном, настоящем. Призвание, успех, которые приходят не потому, что ты поругался к кем-то на улице и тебя показали по НТВ

Поэтому все Герасимовцы с трепетом и должным пиететом относится к своей профессии.Относились и будут относиться те, кто учились у него.  Наверное, поэтому большая часть людей, которые создавали советское кино - это его ученики.

   

Ф.Г. Как мама двоих детей, какие вопросы в их воспитании Вы считаете наиболее важными?

Н.Б. Ой, я не Макаренко (улыбается)

Ф.Г. А чего Вы не могли бы простить близким людям?

Н.Б. Я никому не могу простить предательство. Ни близким, ни далеким. Но близкие никогда не позволят себе этого.

А что касается детей... Мои родители позволяли мне читать всё. Мы были на расстоянии очень часто, они жили в других странах, а я в России.Я не слышала от них слова “нет”. Они мне очень доверяли верили и я верю своим детям. Я просто считаю, что с ними надо жить рядом, дышать одним воздухом. И очень много зависит от того, как ты себя ведешь, что и как говоришь.

С ними надо разговаривать и тогда будет всё правильно. Они будут жить на твоей волне и ты будешь понимать их и верить им. А они верить тебе. Тогда они становятся хорошими людьми.У меня очень хорошие дети.

   

Ф.Г. И наш последний, традиционный вопрос. Квинтэссенция счастья от Наталии Белохвостиковой.

Н.Б. Вы знаете, я не могу сказать, что я счастливый человек. Наверное, только ненормальный может сказать так.  Мне кажется, что счастье нам дается какими-то искорками, проблесками в нашей судьбе. Для меня счастье - это мой дом, его аура, без которой, я считаю, невозможно существовать. Если все здоровы, и все хорошо, я счастлива. Меня тут ждут, меня тут любят любой, больной, здоровой, удачливой, неудачливой. Счастье складывается, как мозаика из маленьких, но важных кусочков.

Наталия, большое спасибо за Ваше время и очень интересную беседу. Пусть в Вашей жизни все кусочки мозаики всегда будут на своих местах.

Фил Гинзбург

(фото из личного архива Наталии Белохвостиковой)