Это интересно всем,

но ТАК об этом еще никто не писал

Журнал ТАКт

 

Свежий номер

 

РЕБЁНОК И РЕМЕНЬ

Начало здесь – Ребёнок и творчество, Ребёнок, джинсы и аквагрим


Рада, что заданный мной вопрос вызвал такой живой отклик
Сегодня поговорим о том, как стоит ругать и хвалить детей. И начнём … давайте с «поругать».
Казалось бы, чего проще – отругали и отругали.

ЕЛЕНА АКИМОВА. РЕБЁНОК И РЕМЕНЬ


Присмотримся пристально к этому процессу. Всё, что мы делаем, мы делаем зачем-то. То есть для того, чтобы что-то произошло. И что-то обязательно произойдёт.
Возьмём простую ситуацию: ребёнок пришёл с улицы в мокрых штанах. В луже играли – экспериментировали с морским делом, строили и запускали кораблики. Творчество – это не только рисование и лепка. Щепка с веточкой – прототип конструирования, моделирования и изобретательства. А лужа – полигон, проверяющий расчёты и интуицию на прочность.
«Ах! – негодующий голос начинает отчитывать. – Ты грязнуля! Ты неряха! Ты не уважаешь чужой труд! Вчера три часа штаны твои отстирывала и что? Ты вещи не бережёшь! Ты меня не любишь!»
Ладно, давайте без «Ты меня не любишь», хотя некоторые пользуются фразой «Ты меня в гроб загонишь!» Примерно про то же, только ещё хлеще.
На что рассчитывает родитель, который ругает ребёнка подобным образом? То есть чего он добивается, говоря именно такие слова?
Подтекст высказывания очень простой: «Я, мама, очень устаю, поэтому живой ребёнок мне не нужен. Мне нужен послушный инвалид, который аккуратно сидит на лавочке и одежду не пачкает».
Одна из возможных реакций ребёнка – стать инвалидом. Необязательно в физическом плане.
Но вариант «служения маме» путём полного послушания, отсутствия собственного мнения, желаний и целей широко известен.
Другая – на всю жизнь запомнить, что неряха и грязнуля, принять этот факт и начать этим понтоваться.
Третья – начать изворачиваться, придумывать небылицы, чтобы пожалели и стать известным писателем-фантастом.

ЕЛЕНА АКИМОВА. РЕБЁНОК И РЕМЕНЬ


Почему подобных версий может быть очень много?
Потому что цель высказывания, взятого для разбора – проораться. Выбросить внутреннюю усталость. Пожаловаться. И на минуту почувствовать себя в белом костюме – вот я работаю, устаю, цены мне нет. Не ценят, потому что не доросли до моего уровня - неряхи и грязнули!
Цель же не всегда позитивная. И не всегда осознаваемая. Даже если формулировка передаётся из уст в уста по женской линии целого рода, что-то она даёт актуальной хозяйке.
Хотя бы ощущение себя частицей рода – я такая же, как они.
Простые правила, которые не всегда легко выполнить.
1. Никогда не ругать ребёнка. В фокус внимания всегда выводим действие, поступок.
2. Никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми.
3. Перед тем, как ругать поступок, сделать паузу и подумать: он это сделал зачем?
Точно назло? Или мокрые штаны – это досадная случайность? Необходимая
закономерность?
Может, его старшие ребята в лужу уронили. Ребёнку поддержка нужна, а у нас громовой спич с обвинениями в нелюбви. Или, может, кораблики пускал, а там без залезанья в лужу никак?
Тогда нужно не ругать, а отправить стирать штаны – стиральная машинка справится, она не очень за день устала. Засунуть под горячий душ и выяснить, как процесс шёл? Чей кораблик лучше держался? Чей дальше проплыл?
Кстати, пока ребёнок не вырос, одежда, подходящая к погоде и занятиям ребёнка на улице – ответственность родителей. Пример уж такой попался.
4. Если после этого раздумья вы сочтёте, что поступок – настоящий проступок, стоит объяснить, что именно вызывает ваше недовольство и совместно придумать, как поступить в следующий раз
Наше секретное оружие – пауза.
Пока думаем, делаем вдохи и выдохи, градус накала страстей снижается, а конструктивное решение всегда лучше неконструктивной критики.
Напишите в комментариях, какие способы отчитать ребёнка используете вы. Как он реагирует? Что по вашему опыту наиболее действенно?


С надеждой на то, что ремень можно не вытаскивать попусту,

Елена Акимова

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения