Начало здесь - Ребёнок и творчество, Ребёнок, джинсы и аквагрим, Ребёнок и ремень, Ребёнок и золотая рыбка
«На следующее утро начал Кыш на прогулку собираться. Мама ему даёт чистые штанишки, носочки и носовой платочек протягивает.
- Это ещё зачем? - спрашивает Кыш. - Мне не надо носовой платок.
- На всякий случай, - отмахнулась мама.
- На какой всякий? - не отстаёт Кыш.
- На разный всякий, - подчеркнула мама. - Разные случаи в жизни бывают, к которым нужно быть готовыми. И платочек в кармашке иметь.
- Назови хоть один, - не унимается Кыш. - Вот зачем мне нужен носовой платок?
- Ну, например, - говорит мама, - нос вытирать. Когда насморк и сопли льются.
Кыш тщательно пошмыгал носиком.
- Не, не льются. Не надо, значит.
- Ну, или, например, - говорит мама, - упадёшь в лужу, грязь оттереть.
- Когда это я в лужи падал? - обиделся Кыш. - Я их перепрыгиваю!
- Машина обрызгать может. Не знаешь как будто.
Кыш выглянул в окно. На дворе стояло жаркое лето. Все деревья шуршали ярко-зелёными кронами, под ними распустились разноцветные цветочки, а дорожки были сухие-пресухие.
- Мама, ты что? - удивился Кыш. - Покажи мне хотя бы одну лужу, из которой меняможет забрызгать машина.
Мама озадачилась. Действительно, зачем ребёнку носовой платок? Вроде так принято,а зачем?»
«Приключения Кыша и его друзей», Елена Лемель
Мы вполне могли бы закончить разговор о стимулирующей обратной связи в статье про золотую рыбку. СОС имеет трёхшаговую структуру, весьма комфортную для использования в живом общении:
1) сначала выделяем три несомненных плюса того, что сделал ребёнок,
2) потом выводим в фокус внимания недостаток, он же зона роста,
3) затем объясняем, как исправить и наполняем инструкцию логикой.
Благодарна всем, кто написал про свои эксперименты на поприще СОС, рада, что у вас получилось и дети с удовольствием включились в игру.
Тем не менее, посмотрев ваши ответы, хочу особо подчеркнуть три пункта, имеющие ключевое значение для думающих родителей.
Первый
«Иногда список недостатков может занять два листа и все они мелкие.
Можно ли составить с ребёнком список и тут же всё поправить?»
Воля ваша, можно так, можно иначе, но это не будет являться стимулирующей обратной связью. Убойная сила СОС заключается в концентрации на исправлении ОДНОГО недостатка за ОДИН раз. Выводя в фокус внимания хвост, вы придаёте значение именно хвосту. Ребёнок сосредотачивается на хвосте, медитирует на хвост, запоминает, что хвост важен, и понимает, каким хвост должен быть.
Поэтому так важно всегда выбирать недостаток наиболее лёгкий для исправления с максимальным зрительным эффектом.
Концентрация каждый раз на чём-то новом даёт необходимое поступательное и системное развитие и продвижение в теме.
NB Будьте честны и не торопитесь. Насыщенность цвета, оттенки цвета, сочетаемость цветов– всё про цвет. Но это три разные огромные темы. Дайте ребёнку необходимое время.
Второй
«Когда я даю инструкцию по шагам, дочь быстро теряет интерес»
Это очень важный момент. Скажите, вам интересно читать инструкцию по сборке шкафа или использованию телефона?
Освоить инструкцию – это труд и, увы, далеко не самый захватывающий.
Ориентируйтесь на возраст ребёнка и особенности его внимания. Есть дети, которых хлебом не корми, а дай инструкцию почитать. Или составить.
Если ваш не такой, разнообразьте процесс:
a. составьте блок-схему из основных пунктов и отмечайте галочками, что уже сделано
b. зарисуйте процесс простейшими комиксами и разложите их по очереди
c. оглашайте один пункт, тут же воплощайте и потом заносите на доску, чтобы,
закончив, повторить с начала до конца
d. подготовьте необходимые инструменты и разложите их по этапам, когда они
понадобятся
e. советуйтесь с ребёнком, как лучше сделать, что сначала и что потом, чтобы он был ведущим,
f. играйте в мастеров
g. вспоминайте, как это делали в прошлый раз
h. задавайте вопросы
Третий
Никогда, слышите НИ-КОГ-ДА не забывайте про смыслы!
Можно научить мартышку разливать кока-колу. Не удивляйтесь, если она будет её наливать в башмаки и садовую лейку.
Если давать ребёнку инструкцию по каждому поводу жизни, он НИ-КОГ-ДА не научится принимать самостоятельные решения. За тем, что вы рекомендуете ребёнку, обязательно должен быть смысл, и этот смысл должен быть понятен ребёнку. Ради этого смысла он будет пришивать рыбке хвост, класть в карман носовой платок, здороваться с соседями, переходить дорогу на зелёный свет.
Первая причина, по которой человек не выполняет требования – не умеет. Вторая – не понимает, зачем. Зачем вообще. Зачем именно так. Зачем именно в это время.
Если человек видит смысл, он подберёт действия. А вот если не видит смысла, действия хорошо составленной инструкции может и перепутать.
Задание со звёздочкой
Найдите смысл в привычном и постоянном действии, которое ваш ребёнок традиционно не выполняет.
Придумайте не менее пяти разных объяснений, зачем нужно делать именно так.
Объясните, зачем это нужно вам, как родителям, ему самому, бабушке, учительнице, прохожим – тем, кто всегда включён в этот процесс или может попасть в него случайно.
Переведите смыслы на язык ребёнка.
Помните – у детей нет долгосрочной мотивации. Хорошая работа и высокая зарплата – это наша реальность, а не их. Что значимо для него сейчас? Как это действие, если выполнять его правильно, поможет ему достичь этой цели?
Натренированная объяснять смыслы прототипом Кыша – любимым сыном,
Елена Акимова
БОНУС
Только для читателей журнала ТАКт
Если вы хотите вдохновляющую картину от Елены Акимовой для себя и своего ребёнка,
напишите в телеграм кодовое слово КАРТИНА, и я вам обязательно отвечу.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения