Начало здесь: Ребёнок и эмоции, Ребёнок и оторванная голова
Итак, наш миникурс по управлению эмоциями и построению доверительных отношений с самостоятельным ребёнком продолжается.
Шаг первый – узнай и назови свою эмоцию - нами уже проделан. Теперь вы с ребёнком можете обсуждать, что он чувствует. И что вы чувствуете. Доверительные отношения строятся на уважении и на балансе. Мы называем свои чувства, а он свои.
Пора переходить ко второму шагу, его делает родитель – принятие чувств.
Это внутренняя работа. Родителю не всегда приятны слова, которые говорит его кровиночка. Они могут быть по-детски безжалостными, беспощадными, злыми.
Близкая подруга перестала читать дочке русские сказки, потому что та, года три девочке было, начала с ней разговаривать примерно следующим образом:
- Ну-ка, быстро встань передо мной, а то отсеку тебе голову!
Несмотря на милоту детского цитирования, если эти слова произнести с настоящей агрессией, не в игре, рассчитывая на результат, это может прозвучать весьма неприятно. Дома. На улице. В магазине. В поликлинике.
Давайте представим ситуацию из начала статьи:
- Ненавижу её! Не нужна мне сестра! Выгони её из дома!
Уже хочется, чтобы ребёнок замолчал, не так ли?
Уточняем, что он чувствует, и слышим в ответ:
- Ненавижу её! Я чувствую злость! Раздражение! Не нужна она мне!
Второй шаг, который делает мудрый родитель внутри себя – признаёт право ребёнка на эту эмоцию.
Ребёнок почувствовал злость, раздражение, ненависть не просто так. За этим что-то стояло, и он сделал максимум, что мог – честно сообщил вам об этом. Как бы больно это вас ни зацепило.
Что может помочь на этом этапе?
Фраза «Он имеет право на эту эмоцию».
Эта фраза является ледяным душем для ваших эмоций. Если нужно, её можно повторить несколько раз. Про себя. Потому что он действительно имеет право чувствовать. Ребёнок имеет право на самые разные чувства: обиду, жадность, злость, досаду. Другой вопрос, что с этим делать. Как только второй шаг пройден, можно переходить на третий:
Третий шаг – разрешить ребёнку чувствовать.
Только что мы признавали право ребёнка на эмоции внутри себя. Теперь нужно озвучить это право вслух:
- Ненавижу её! Не нужна мне сестра! Выгони её из дома!
- Что ты сейчас чувствуешь?
- Ненавижу её! Я чувствую злость! Раздражение! Не нужна она мне!
- Так бывает. Ты можешь чувствовать злость и раздражение даже по отношению к самым близким людям.
Как вы думаете, какими могут быть следующие шаги?
Практическое упражнение
Попробуйте назвать – принять – разрешить ребёнку эмоцию.
Напишите нам о том, как реагирует ребёнок и как меняются ваши отношения. Какие следующие шаги вам хочется или получается сделать?
Через месяц встречаемся.
Интересно? Полезно?
Для нас это важно – черкните пару строк в комментариях.
Любви, терпения, спокойствия
Елена Акимова
Вы можете влиять на наполнение рубрики «Ребёнок и…», если напишете, о чём вам хочется прочитать:
«Ребёнок и … что»?
Мне гораздо приятнее делиться с вами тем, что интересно вам. Не стесняйтесь рассказать, что именно интересно.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
О НАС КОНТАКТЫ Расследования ТАКт ФОРМУЛА УСПЕХА Проекты ТАКт
© 2015-2023, ТАКт. Все права защищены
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Заявки на использование материалов принимаются по адресу info@takt-magazine.ru
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения